Понемногу улеглись сумбурные, и в то же время яркие, впечатления от посещения бывшего Дома медицинских работников, а ныне Геликон-оперы, а ранее — усадьбы XVIII века. В годы моей "туманной юности", я часто бывала там на интересных вечерах или на просмотрах каких-нибудь особенных зарубежных фильмов. Помню этот Дом медика с уютным залом, лестницей, зеркалами во всю стену, — это был один из самых любимых клубов Москвы. И вот наконец, когда уже остались в прошлом переживания по поводу реставрации этой усадьбы, отгремели битвы за её сохранение и победило здоровое любопытство, выбрав для посещения оперу Оффенбаха "Сказки Гофмана", мы отправились в театр. Для того чтобы не торопясь осмотреть отреставрированную усадьбу, приехали заранее — перед спектаклем в Геликон-опере проводят экскурсии по историческим залам, рассказывая о владельцах усадьбы Шаховских.
1. Но времени всё равно не хватило — все исторические залы, кроме белоколонного зала княгини Шаховской, как раз того, в котором я бывала раньше, были открыты. О белоколонном зале расскажу отдельно, после уже запланированного посещения. Сначала всё же немного из услышанного об истории главного дома усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских.
Фасад театра «Геликон-опера» на Большой Никитской 19/16
В 1759-1761 годах в доме, где сейчас находится "Геликон-опера", жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка — Екатерина Романовна Дашкова.
Портрет Екатерины Романовны Дашковой (неизвестный художник, ок. 1762)
С 1768 года дом принадлежал сенатору и генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Занимая самое высокое положение в свете, Федор Иванович и его жена Елизавета Петровна принимали на Большой Никитской членов великокняжеской семьи и высший свет. После смерти мужа в 1799 году дом перешел к вдове Елизавете Петровне (урожденной Стрешневой). В 1803 году Елизавета Петровна выхлопотала для себя и сыновей разрешение именоваться Глебовыми-Стрешневыми.
С 1864 года главной наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых стала двадцатитрехлетняя Евгения Федоровна Шаховская (в девичестве фон Бреверн). По Высочайшему повелению ей и ее мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому "дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми".
Княгиня Евгения Федоровна и князь Михаил Валентинович Шаховские-Глебовы-Стрешневы
2. Обосноваться в Москве супруги смогли только в конце 1870-х годов. Княгиня немедленно приступила к перестройке родовой усадьбы Покровское-Стрешнево неподалеку от Москвы.
3. Домашний театр в Покровском-Стрешневе воодушевил Евгению Фёдоровну купить в 1885 году владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка. Почти все постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых были снесены. В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К.В. Терского (автором фасада стал Ф.О. Шехтель) было построено здание частного театра в "русском" стиле. В 1887 году между театром и главным домом основной усадьбы был сооружен крытый переход на уровне второго этажа, удобно соединявший оба строения, до нашего времени переход не сохранился. Театр был построен для сдачи в аренду антрепренеру и актеру Георгу Парадизу. В 1910 году он был перестроен архитектором А.А. Галецким. Сейчас в этом здании находится театр имени Маяковского.
Главный дом усадьбы XVIII века тоже был перестроен его владелицей в 1886 году. Архитектор К.В. Терский пристроил к дому крыльцо в формах XVII века — со столбами-кубышками, висячей гирькой и шатром, по-видимому, владелице нравился такой псевдорусский стиль. В Покровском-Стрешневе строил для княгини тот же архитектор и в таком же красно-кирпичном стиле.
Фото из интернета
4. В центре полукруга служебных строений Терский возвёл ворота с крепостной башенкой. В Калашный переулок выходили два флигеля, один из которых был решен в той же древнерусской стилистике. Парадный двор усадьбы Шаховских был одним из самых живописных в Москве. В XIX веке усадьба была театром, в котором выступали французские и итальянские актёры, а также труппа Венской оперетты.
5. Шаховские-Глебовы-Стрешневы вскоре утратили интерес к владению на Никитской улице. Они подолгу жили в Европе, а затем обосновались на курортах земли Гессен в Германии, откуда были родом предки Евгении Федоровны — фон Бреверны. После смерти мужа в 1892 году вдова окончательно покинула дом на Большой Никитской и жила или в Покровском-Стрешневе, или в Европе. Все строения московского владения сдавались в аренду. В парадных комнатах второго этажа главного дома устраивались "свадьбы и домашние балы".
6. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена, а в советское время после 1937 года находился Клуб медицинских работников. Время его наибольшего расцвета пришлось на 70-е — начало 90-х годов прошлого столетия, когда им руководил Александр Семёнович Бертман — отец Дмитрия Бертмана.
В 2009 году по проекту архитектора А.В. Бокова начались работы по перестройке усадьбы Шаховских, в результате была разрушена часть исторических строений. В ночь на 19 июня 2011 года был снесён флигель усадьбы XIX века, несмотря на решение об отмене всех выданных ранее согласований о сносе исторической застройки в центре столицы.
Всё это уже осталось в прошлом…
7. Итак, входим в театр, и как обычно он "начинается с вешалки", т. е. с зрительского гардероба, куда нас вежливо направляют молодые люди, по-видимому студенты Дмитрия Бертмана, по блестящей чёрной лестнице.
8. Лестница и посетители многократно отражаются в ступенчатом зеркальном потолке и в зеркалах по обеим сторонам, а внизу под струящейся водой встречает нас огромная афиша очередной премьеры.
9. Реальный мир дробится на осколки, и мы попадаем в театральный мир, как будто в Зазеркалье..
10.
11.
12. В фойе гардероба висит портрет бывшей хозяйки усадьбы — княгини Евгении Фёдоровны Шаховской. Говорят, портрет очень понравился потомку Шаховских, посетившему усадьбу после реставрации.
13. По театральному выглядит и фойе гардероба.
14. Понравился атриум, образованный из проезда во двор благодаря застеклению арочного проема. Атриум носит имя Шаляпина, который когда-то выступал в стенах особняка.
15. Атриум тоже настраивает на театральную волну.
16. В полу атриума сделана стеклянная витрина, и в ней представлена археологическая инсталляция.
17. Под стеклом артефакты — некоторые энергетические вещи для театра, есть и камень из Греции с горы Геликон, где по преданию музы встречались с Аполлоном.
18. На табличке перечислены все предметы инсталляции.
19.
20.
21. Лестница ведёт в фойе второго этажа, здесь находится историческая часть здания с отреставрированными интерьерами, которые уцелели к моменту начала реконструкции в 2000-е годы.
22.
23. По левой стороне исторического фойе анфиладой вдоль главного фасада идут три небольших зала, носящие имена Покровского, Тихонова и Образцовой, а по правой стороне находится белоколонный зал княгини Шаховской.
24. В историческом фойе устраиваются временные выставки.
25. Маленький зал, где давала первые спектакли труппа Геликон-оперы, называется "Покровский" — в честь Бориса Александровича Покровского. Сейчас этот зал используется для небольших камерных спектаклей.
26.
27. В этом зале стоит клавесин, изготовленный по модели И. Рюккерса 1612 (1617) года московским мастером Дмитрием Беловым. Дмитрий окончил Московскую консерваторию по классу органа и классу композиции, параллельно с учебой работал реставратором в музеях и реставрационных фирмах России, а также органным мастером Малого и Белого залов в Московской консерватории. Его мастерская музыкальных инструментов "Клавир" на сегодняшний день является первой и единственной мастерской, специализирующейся на изготовлении клавикордов.
28.
29.
30. Следующий зал в анфиладе "Тихонов" назван в честь дирижера Кирилла Климентьевича Тихонова (1921-1998). В 1990 году он стал главным дирижером и музыкальным руководителем Геликон-Оперы. В этом зале на стене висит гобелен, где изображен Аполлон с музами на горе Геликон.
31. На противоположной стене камин с часами, здесь же костюм Отелло, принадлежавший великому тенору XX века Марио Дель Монако.
32. Третий зал анфилады носит имя Образцовой. Елена Васильевна Образцова работала и дружила с коллективом "Геликон — оперы" со времён основания театра. Мебель и предметы интерьера из московской квартиры Елены Васильевны подарила театру дочь певицы, здесь же личный рояль певицы. На стене висит картина "Елена Образцова в роли графини из Пиковой дамы", её написал петербургский художник Туман Жумабаев.
33. В этом же зале представлена историческая афиша театра Ла Скала (1964 год, дебют Образцовой).
34.
35. Одна из любимых оперных партий Елены Образцовой — Кармен.
На этом пока всё, а дальше был культурный шок, но об этом — в продолжении…
published on
Запись
Комментарии (0)