Начало
Опера "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха в Геликон-опере идёт уже почти 10 лет. Чтобы особенно не рисковать, выбрала этот спектакль, по-крайней мере можно получить удовольствие от музыки — в этой опере много прекрасных и запоминающихся мелодий. Это и "легенда о Клейнзаке" Гофмана из пролога, и куплеты Олимпии, и самая чарующая из баркарол в акте Джульетты. К тому же до середины 80-х годов опера "Сказки Гофмана", вообще, не ставилась на советской сцене, и мы её раньше не слышали в театре.
Эта опера, основанная на произведениях Эрнеста Теодора Амадея Гофмана и его биографии, долгое время имела недобрую репутацию. Во время второго исполнения в Вене случился пожар в театре — театр сгорел дотла, немало людей пострадало, были и погибшие. Подобное прискорбное происшествие имело место и на премьере оперы "Ундина", написанной самим Гофманом… В общем, тут тебе и мистика, и волшебная музыка, но главной целью было всё же знакомство с новой сценической площадкой в старой усадьбе. После парадной лестницы с зеркалами, японского фонтана, рисующего водой, паркета, инкрустированного редкими породами дерева, и колоннами, отреставрированными по технологии XIX века, идём в зал. И вот тут нас поджидает главный сюрприз…
1. Совершенно необычные ощущения испытываешь, входя в зал Стравинский, особенно в первый раз. Это какое-то нереальное пространство: с одной стороны, двор, вывернутый наизнанку и превращённый в зрительный зал, а с другой — античный амфитеатр для массовых зрелищ. От сцены ступенеобразно возвышаются ряды сидений, всё строение окружено высокими стенами, а над головами — не потолок, а звёздное небо.
2. В этот раз за бурной реакцией входящей в зал публики наблюдают снизу и снимают на видео…
3. Главный зал театра назван в честь Стравинского. Его сделали на месте двух дворов. Один двор заняла зрительская часть, другой — сцена и закулисье. Красное крыльцо стоит как бы на пьедестале, над уходящими вниз зрительскими рядами и сценой в глубине. Сейчас это крыльцо в псевдорусском стиле стало ложей для почётных гостей.
4. По возможности сохранена вся историческая кирпичная стена.
5. В зале — зрительские кресла из Испании, с фабрики, которая делала мебель для Королевского оперного театра в Мадриде. Все кресла изготовлены из выдержанного "акустического дерева", оно имеет свойства отражать звук.
6.
7. Стены сделаны из натурального дуба, самого лучшего акустического материала. Полы — по технологии итальянских театров XIX века, когда между лагами и полом оставлено специальное резонирующее расстояние, поэтому в зале "Стравинский" слышишь низкие частоты и ощущаешь небольшую вибрацию.
8. Теперь над дворовой частью — крыша из железных балок, на которых лежит кровля. В зале висят большие раструбы, названные строителями "геликоны", они способны настраивать акустику, например, под симфонический концерт, под фортепьянный концерт и т.д. От поднятия этих труб меняется тембральная акустика зала. Похожие "геликоны" есть в Лондоне, в Альберт-холле.
9. Кристаллы Сваровского на потолке сверкают звёздами.
10. Сцена по размеру меньше самого зала, она сделана на месте второго двора. Электронное табло для субтитров размещено на кромке сцены.
11. Оркестровая яма покрыта не шпоном, а настоящей сосной, что тоже благоприятствует акустике, плюс вся коробка сцены покрыта штукатуркой, которая называется "шуба". Это тоже положительно влияет на акустику.
12. В общем, впечатлений нам уже хватило, но и спектакль не разочаровал. Режиссёр-постановщик — Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель — Кирилл Тихонов, художники-постановщики — Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева создали яркий спектакль об истоках творчества и судьбе художника. Постановка была удостоена национальной премии "Золотая Маска" в номинации "Работа режиссера".
13. Контраст дивной музыки и суровой правды жизни в постановке Бертмана получился очень впечатляющим.
14. Дирижёр — народный артист РФ Евгений Бражник, Гофман — Дмитрий Пономарёв, Никлаус — засл. арт. РФ Ксения Вязникова.
15. Партию Олимпии довольно забавно исполнила Лидия Светозарова, Антония — засл. арт РФ Алиса Гицба, Стелла — засл. арт. РФ Екатерина Облезлова.
16. Джульета — Инна Звеняцкая. Баркаролла в её исполнении не очень вдохновила, может быть, потому что слушала её всегда в концертном исполнении суперзвёзд оперной сцены.
17. Спаланцани в исполнении Дмитрия Хромова прозвучал очень задорно и, главное, сам исполнитель был доволен.
18. После спектакля зашли посмотреть фойе билетной кассы.
19. И тут — всё в порядке! Осталось побывать ещё в белоколонном зале княгини Шуховской, но это в следующий раз.
20. Новое здание "Геликон-оперы" поразило и нас своим размахом, функциональностью и технической оснащённостью — в театре три зала и две гостиные, где проходят спектакли, концерты, творческие вечера и мастер-классы. После спектакля воодушевлённые театралы ещё долго толпились около Геликон-оперы.
Для интересующихся добавлю PR-видео "Сказок Гофмана":
published on
Запись
Комментарии (0)