Память (22 января) 4 февраля, 22 (сентября) 5 октября
Есть в Тульской области нашей страны город со светлым названием Белев. Недалеко от данного населенного пункта, близ реки Оки располагается Жабынская Введенская пустынь. Основателем обители стал преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Личность этого подвижника, как и любого другого святого Русской Православной Церкви, заслуживает нашего внимания, ведь молитвы, вознесенные к нему и, особенно – у мощей старца, обязательно бывают услышанными.
Происхождение и духовное становление святого Макария Жабынского.
Преподобный Макарий родился в 1539 году, в эпоху царя Ивана Грозного. Где именно появился он на свет – увы, неизвестно. Нет и точных данных о том, как проходило детство святого, его воспитание и обучение. Однако имеются подлинные сведения следующего характера: преподобный Макарий рано почувствовал в себе предрасположенность к Божьей истине, поскольку принял монашеский постриг, будучи еще очень юным. Новым именем молодого человека стало имя «Онуфрий», а его целью явилось возведение уже упомянутой в начале сего рассказа Жабынской Введенской пустыни – монашеской обители в пределах Тульской области, куда святой по неизвестным доселе причинам пришел, дабы посвятить себя служению Господу.
Сначала это была общежительная обитель. Власти помогли преподобному в его рвении: согласно сохранившимся летописям монаху Онуфрию пожаловал грамоту сам царь Феодор Иоаннович. В документе этом сказано было, что давалось «старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни… лужок церковный села Спыхова… ему ж дан бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу». Также подвижник благочестия получил несколько поселений. Следует отметить, что благородный жест венценосной особы дополнялся возложением на старца определенного обязательства. Звучало оно таким образом: монах Онуфрий должен был «на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить».
Преподобный Макарий исполнил в точности указание царя: обитель существует по сей день. Называют ее по-разному. Наименование «Введенская» обитель получила как раз-таки из-за строительства старцем Онуфрием храма Введения Пресвятой Богородицы – главной церкви монастыря. Жабынской величают ее по имени ключа Жабынца, а Белевской – по названию близлежащего города Белева.
Чудесный источник.
Отдельного рассказа требует появление «кладезя Жабынца», давшего одно из наименований Введенской пустыни, основанной монахом Онуфрием. Во времена царя Феодора Иоанновича город Белев стоял на границе Польско-литовского государства. Из-за этого монастырь, находившийся совсем недалеко от крупного населенного пункта, подвергался то и дело набегам литовцев и поляков и, как следствие, всяческим разбойным нападениям со стороны последних.
В один из подобных набегов в 1615 г. Введенская пустынь была разграблена и сожжена гетманом Лисовским. Онуфрий не пострадал, поскольку имел привычку отлучаться частенько в лес, дабы побыть в одиночестве и провести время в молитвах. Так случилось и в этот раз: монах покинул обитель, которую сожгли в его отсутствие. Но Онуфрий вернулся на место происшествия, как только заметил пожарище.
По дороге назад глазам его открылась такая картина: под молодым дубом, сохранившимся до нашего времени, лежал умирающий польский солдат, возможный участник поджога, и просил подать ему воды. Онуфрий не стал убивать оккупанта – сделать это не позволяла ему приверженность христианским догматам, учившим отвечать на зло добром. Старец совершил невероятное: ударил посохом о землю со словами «Вода в реке и до нее тебе не добраться, но Господу совершить все возможно» и молитвой.
Произошло чудо – на месте, куда пришелся удар, забил чистый ключ. Но не простой тот был родник, а целебный, святой. Благодаря ему выжил умирающий поляк, уверовал в Бога и стал православным христианином, навсегда поселившись в России. Сегодня «кладезь Жабынец» исцеляет всех, кто окунается в его воды и отведает прозрачную влагу.
Известно немало случаев чудесного выздоровления от святой воды Жабынского родника и жаркой молитвы. Однажды у жительницы города Белев тяжело заболел ребенок. Голова его распухла, обезобразив лик. Убитая горем женщина отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Надеяться ей было не на кого, кроме как на Бога – врачи отказались лечить мальчика. Всю дорогу и по приходу в монастырь несчастная мать горячо молилась и горько плакала. Вернувшись же к сыну, увидела того абсолютно здоровым.
Помогает целебный источник и инвалидам. Офицеру, воевавшему в Афганистане и утратившему способность самостоятельно передвигаться, святая вода подарила возможность ходить. 45-летняя женщина из Петербурга, страдавшая неизлечимым недугом позвоночника, после погружения в родник встала на ноги. И все это – лишь крупица в море многочисленных случаев чудесного исцеления молитвой и соприкосновения с целебной водой.
Смерть, мощи и память преподобного.
Но вернемся к событиям, произошедшим в Жабынской обители. После страшного разорения и пожара Онуфрий не опустил руки. Вместе с братией постепенно он восстановил монастырь. Вместо деревянного главного храма обители в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы основатель пустыни построил каменную церковь с колокольней.
Он продолжал вести полную добровольных тягот жизнь, совершая многочисленные иноческие подвиги. После того, как обитель более или менее окрепла, Онуфрий снял с себя полномочия настоятеля и, поручив монастырь надежному преемнику - одному из своих учеников - принял схиму с именем Макарий. Преподобный уединился в месте, где был тот самый источник: «кладезь Жабынец».
Умер святой Макарий, чудотворец Белевский в возрасте 84-х лет, в 1623 г. Похороны состоялись 22 января (4 февраля по н.ст.), в день памяти апостола Тимофея.
Местом погребения святого выбрали участок, расположенный напротив монастырских ворот. Там спустя годы возвели храм имени Белевского чудотворца. Долгое время мощи преподобного были доступны для поклонения, но в 1721 году останки святого Макария запрятали под спуд. Обретение мощей произошло спустя почти столетие, в 1816 году в результате построения Никольской церкви.
Большую роль в восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского сыграл родившийся в день святого 22 января, а в 1875 г. ставший настоятелем Жабынского монастыря игумен Иона. Он подал соответствующее прошение при поддержке многих жителей города Белев в высшие инстанции.
Ходатайство было удовлетворено и 22 января 1888 г. преподобного вновь чествовали после длительного перерыва. Другой день памяти Макария Жабынского, Белевского чудотворца выпадает на 22 сентября. Паломники посещают Введенскую пустынь и в наши дни, а старец каждому из них подает свою целительную помощь. Главное условие – чтобы молитва от самого сердца шла…
Тропарь преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца.
глас 4
От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.
Кондак преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца.
глас 8
Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.
Молитва преподобному Макарию Жабынскому.
О, священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Горними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимыя и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатайством вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умудрит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот заступит, младенцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от нападения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со страхом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страстей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с десными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии (0)