Православные христиане особо почитают святых, которые жили и прославлялись своими чудесами на территории их места жительства. Таких подвижников благочестия называют еще местночтимыми святыми. Однако часто случается, что из уважаемых лишь ограниченным кругом людей служители Божьи становятся известны всему христианскому миру.
А бывает и наоборот: почитаемые в масштабах Церкви святые к концу жизни заслуживают особенное отношение со стороны жителей конкретной области по той или иной причине. Вот, например, преподобный Максим Исповедник особо почитаем Абхазской Церковью, так как по одной из версий был сослан на Кавказ и там же окончил свои дни. Вспоминают его верующие 3 февраля.
Детство и юность святого Максима Исповедника.
Будущий подвижник благочестия родился в городе Константинополе в 580 г. Семья его принадлежала к аристократическому роду, к которому имел самое прямое отношение император Ираклий. Родители преподобного Максима Исповедника воспитали сына благочестивым человеком, в соответствии с догматами веры, будучи рьяными православными христианами.
Он рано начал учиться грамоте, чему способствовала вполне спокойная в тот момент обстановка в Византийской империи. Юношей преподобный Максим Исповедник изучал философию, риторику, грамматику, овладел богословской диалектикой. Молодой человек был весьма начитан, и внимание свое обращал не только на произведения духовного содержания, но и на светскую литературу. Преподобного Максима Исповедника отличали такие ценные для православного христианина качества, как смиренномудрие и любомудрие.
К 21-летнему возрасту будущий подвижник благочестия получил блестящее образование. Что касается работы, благородное происхождение позволило ему занять должность личного царского секретаря. Но не только это сыграло роль в определении направления профессиональной деятельности молодого человека. Пытливый ум, рассудительность, грамотность, жажда знаний, как следствие – широкий кругозор, а также умение рассуждать, излагать свои мысли четко и ясно, умение давать советы, быстро фиксировать на бумаге полученную информацию и соображать помогли будущему подвижнику благочестия оказаться в столь выгодном положении - Максима Исповедника заметил сам император Ираклий. В дальнейшем последний проникся к своему подчиненному большим уважением, созерцая изо дня в день высокое качество его работы.
Начало духовной деятельности преподобного Максима Исповедника.
Преподобный Максим Исповедник мог бы всю жизнь провести, наслаждаясь блеском императорского двора и почестями, вполне заслуженными к тому же, вот только такой порядок его не устраивал и даже тяготил. Душа юноши просила уединения, тишины и духовного созерцания. Не смея противиться зову сердца, преподобный Максим Исповедник отправился около 614 года в монастырь св. Филиппика в Хрисополе, без сожаления оставив царскую службу.
В обители он принял монашеский постриг и стал жить в смирении, строгости, практически аскетизме. Этим своим образом жизни и мыслей византийский монах очень быстро завоевал доверие и любовь братии, которая избрала позже преподобного Максима Исповедника после отхода в Царствие Небесное настоятеля обители ее игуменом. Не помешало исполниться решению монахов даже то, что у подвижника благочестия не было соответствующего священнического сана.
В 633 году произошли резкие перемены в укладе жизни преподобного Максима Исповедника. К нему обратился будущий Иерусалимский Патриарх Софроний – тогда святитель – с просьбой оставить прежнюю должность и переехать в его вотчину. Так византийский монах очутился в Карфагене (Африка).
Борьба с еретичеством.
Святой Софроний по всей видимости, неспроста изъявил желание видеть в своем монастыре смиренномудрого подвижника. Святитель видел в данной личности возможного единомышленника, способного помочь ему в его борьбе в еретичеством. Софроний являлся непримиримым противником монофелитского лжеучения. Приверженцы этой ереси указывали в Сыне Божьем лишь на одну, Божественную природу, человеческую же отрицали, и находили многочисленных сторонников в Египте, Армении, Сирии. Их необходимо было остановить. Вот это обстоятельство и повлияло на выбор преподобного Максима Исповедника, откликнувшегося на просьбу св. Софрония: из монаха-отшельника подвижник благочестия превратился в проповедника, ратующего за чистоту христианского вероучения.
Со своей миссией преподобный Максим Исповедник отправился в Александрию, где провел шесть лет. Его речи имели колоссальный успех, причем как среди представителей простого клира, епископов, так и среди светских начальников. В 638 г. отошел ко Господу способствовавший по одной из версий развитию еретичества Патриарх Сергий, а вслед за ним в 641 г. попавший под влияние последнего император Ираклий. Место царя занял жестокий Констанс II, отстаивающий интересы монофелитов. И при нем, разумеется, положение православных усугубилось.
Преподобному Максиму Исповеднику не оставалось ничего другого, как удалиться в Карфаген. Там он прожил, проповедуя, пять лет. В 645 г. монаху нанес визит преемник Сергия Пирр, и между ними произошел диспут. В ходе диалога новый владыка доказывал правильность лжеучения монофелитов, а благочестивый проповедник настаивал на обратном, приводя весомые аргументы. В результате победил Максим Исповедник, Пирр же всенародно признал собственное поражение и покаялся в заблуждениях.
Преподобный Максим продолжил проповедническую миссию в Карфагене. Положение Православия в тех краях становилось все более плачевным. В отчаянии преподобный воззвал к папе Мартину, написав тому письмо с просьбой организовать Собор и решить данную проблему. Осенью 649 г. на Латеранском соборе, где присутствовали как католические, так и православные епископы, монофелитство было осуждено, а его защитников Патриархи Константинопольские отлучили от Церкви.
Императору Констансу II не понравилось такое решение. Он отдал приказ бросить в тюрьму преподобного Максима Исповедника и папу Мартина. Правда, привести в исполнение царскую волю удалось лишь спустя пять лет, в 654 году. Преподобный Максим Исповедник был схвачен и обвинен в госизмене. Его заточили в Константинопольскую тюрьму, через 23 года перевели во Фракию, а потом – вновь вернули в столичную темницу. И преподобного Максима Исповедника, и двух его учеников жестоко пытали: отрубили правую руку, отрезали языки. Однако по милости Божьей случилось чудо – узники продолжали говорить и писать. Максим Исповедник получил особый дар: он увидел дату своей смерти и огласил ее.
Преподобный скончался 13 августа 662 г., как и предсказывал. Над его могилой появились ниоткуда три горящих светильника, по молитвам верующих стали происходить многочисленные чудеса.
Кроме того, сохранилось большое количество богословских трудов, написанных святым. Жизнь преподобного Максима Исповедника, полная страданий и несправедливости людской, не прошла даром – это очевидно. Его имя останется всегда на устах и в сердцах верующих.
Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6
Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя, всеблаженне, являюща Божественная концем, неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, Пресущную, Безначальную
Молитва преподобному Максиму Исповеднику
Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии (0)