Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

25 июня - обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини анны кашинской.

И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить!

(Анна Ахматова)

В далеком прошлом нашей бескрайней страны большую распространенность имел обычай, бытовавший среди представителей аристократического, княжеского рода. Заключался он в следующем: люди благородного происхождения часто уходили в монастыри, где вели существование уединенное, пронизанное нескончаемыми молитвами в связи с трагическими событиями личного характера либо с наступлением периода старости.

Ярким примером может послужить жизнь княгини Анны Кашинской. Она постриглась в монахини в связи с кончиной супруга и гибелью других близких.

Русская благоверная княгиня Анна Кашинская при жизни отличалась огромным терпением, которое по своей силе было сопоставимо с мужеством воина. Она испытала боль потерь самых близких людей, сумев сохранить доброе сердце и оставалась опорой для своего народа во всех невзгодах. Канонизированной после смерти, ей была уготована противоречивая доля. Анна Кашинская дважды утверждалась в святости, и только она имеет шесть дней памяти в году.

Память: 12 / 25 июня (Перенесение мощей и второе прославление), 21 июля / 3 августа (Обретение мощей), 2 / 15 октября.

Юные годы.

Анна Кашинская родилась в семье Ростовского князя Дмитрия в городе Кашине ориентировочно в 1279 году. Имя при крещении дали в честь праведной святой Анны, матери Богородицы. В семье были еще дети. Близким человеком в семье был Ордынский царевич – святой Петр, крещенный в православное христианство татарин, отличившийся большой верой и видевший при земной жизни апостолов Петра и Павла.

О детских и юношеских годах святой Анны известно мало, летописные источники рассказывают, что ее жизнь пришлась на времена лихолетья. В Ростове было много бед, которое приносило татарское иго. Наконец терпение ростовчан лопнуло, не было больше сил выносить поборы и притеснения от населивших землю татар и постоянно приезжающих боевых отрядов. Грянул набатный колокол и начался русский бунт, снесший все татарские дома, горожане выгнали оставшихся в живых нахлебников за городские стены.

Ростовские князья отправились к хану с повинной и уговорами не наносить большого ущерба народу и княжеству. Анна Кашинская с сестрами оставалась дома под опекой бояр и никто не знал, оставит ли хан делегацию в живых или все будут убиты. В тот раз обошлось без кровопролития и мести. Через несколько лет, в 1293 году, началась борьба за власть между Андреем и Дмитрием Невскими, что привело к междоусобной войне, опустошившей Северо-Восточные земли Руси, нанесенный урон был сравним с разорением, устроенным Батыйским нашествием.

Замужество.

Благоверная Анна Кашинская рано прославилась своей добротой, обширной благотворительной деятельностью и красотой. В 1294 году княжеские дети осиротели, умер отец Анны, попечителем стал дядя Константин. Беды не оставляли ростовское владение, много людей утратило кров, нужда преследовала целые семьи, заставляя людей скитаться и просить милостыню.

Анна Кашинская дала распоряжение кормить обездоленных в княжеских палатах, никому не отказывать в куске хлеба. Она была очень деятельной в помощи – к тем, кто не мог прийти за едой, она являлась сама к месту проживания, лечила больных и раненых, ухаживала за искалеченными и стариками. Особое внимание уделяла вдовам и сиротам. Люди относились к ней как к солнцу, она смягчала самые жестокие сердца добрым нравом, терпением и огромным желанием помощь всем страждущим.

Слава о ее делах и красоте достигла пределов Тверского княжества и княгиня Ксения, мать Михаила, князя Тверского, пожелала видеть ее супругой своего сына, о чем и просила попечителя сироты: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради», что было зафиксировано в Воскресенской летописи. Венчание состоялась в 1294 году в Спасо-Преображенском соборе Твери.

Дети и княжество.

Анна Кашинская, святая благоверная княгиня, жила в трудное время, когда Русь была раздроблена, а русские князья в стремлении упрочить власть искали поддержку у монгольских захватчиков. Через некоторое время после заключения брака сгорел весь город Тверь, еще через три года пожар полностью поглотил весь княжий двор, но обитателям удалось спастись. В этот же год, летом, случилась засуха, отчего погорели все посевы и корма для скота, что снова привело к опустошению.

Первый ребенок, дочь Федора, у молодой четы родилась в 1299 году, но девочка прожила совсем недолго. В 1300 на свет появился первый сын – Дмитрий, через год родился Александр. В 1306 году семью пополнил Константин, а в 1309 году Василий.

Анна Кашинская была хорошей матерью и сама участвовала в воспитании детей, занималась их образованием, давала личный пример добродетельной жизни. Дети принимали участие во всех благотворительных делах, посещали церковь и переняли у матери любовь к ближнему.

Потеря мужа.

В 1304 году Михаил Тверской принял княжение. Чтобы утвердиться на троне в те времена, нужно было получить особое одобрение хана – ярлык, Михаил съездил в ставку, но притязания высказал Юрий, сын почившего Московского князя Даниила. Началось противостояние, накрывшее два княжества на полтора века.

В 1313 году Орда хана Узбека приняла ислам, что завершило эпоху терпимости в вероисповедании. Положение Михаила Тверского и его вотчины ухудшилось, дополнительную шаткость положению придала женитьба Юрия, Московского князя, на сестре хана. Через четыре года Михаил Тверской решил поступиться княжеством в пользу Юрия, но тому было мало факта правления, он пожелал уничтожить противника. Вторгшись с хорошо вооруженной многочисленной дружиной в Тверское княжество, он уничтожал поселения, вытаптывал и выжигал поля, угонял людей в рабство.

Михаил возглавил компанию по противодействию и вступил в бой в сорока верстах перед Тверью, Юрий, бросив дружину, бежал. Михаил взял в плен боярство, князей и жену Юрия – татарку Кончаку, начались переговоры с ханом. Пока велись дипломатические встречи, в Твери скончалась Кончака. С этой вестью Юрий отправился к хану, рассказав в доносе, что ее отравили люди Михаила. Хан впал в гнев и выбирал способ мести. Михаил, решив не подвергать свой народ еще одному разорению, сам отправился в Орду. Анна Кашинская, святая благоверная княгиня понимала, что муж идет на мученическую гибель, но благословила его в путь. Расставание супругов произошло на берегу реки Нерли, теперь там стоит часовня, в ней ранее было изображение сцены прощания князя с княгиней.

В ставке хана Михаил принял мученическую казнь, которую можно было избежать ценой поклонения идолам, от чего князь отказался. О его смерти известили князя Московского и туда же отправили тело. Анна Кашинская и дети долго не знали, что с ним стало. Когда ситуация прояснилась, она долго умоляла Юрия отдать тело мужа для погребения, он потребовал унизительных условий для договора и добился своего.

Изувеченное тело князя Михаила проделало долгий путь, но не подверглось разложению, что было расценено, как Божье чудо. Михаил был канонизирован церковью в 1549 году, а народ стал почитать его за святого сразу после погребения.

Сыновья Анна Кашинская пережила многие беды, произошедшие, как в семье, так и государстве. В 1325 году ее сын Дмитрий зарубил в Орде Юрия, князя Московского, по чьему доносу был замучен отец. Дмитрия тут же казнили. Через год в Тверском княжестве обосновался татарский посол и занял для своей резиденции княжеские палаты, почти выгнав Анну и детей на улицу. В народе копились обиды, вспыхнул бунт, и полилась кровь захватчиков. Сутки длилась битва, ханский посол и его свита были заживо сожжены в палатах, к рассвету следующего дня не осталось в живых ни одного татарина.

Семье Анны и ей самой удалось бежать из города. Осенью на Тверь выдвинулись войска хана, московского князя Ивана Калиты и еще нескольких князей. Погром был тотальным, выжженная земля ни до, ни после не знала такого погрома. Князья Константин и Василий вернулись на свои земли в 1327 году и застали там опустошение, безлюдность, скорбь и начали возрождение княжества.

Старший сын Александр оставался в изгнании, где обзавелся семьей и сыном Федором. Угрозой разорения хан потребовал от русских князей выдать ему Александра Тверского. Через десять лет, в 1339 году, он прибыл из Литвы и вместе с сыном отправился в Орду. Княгиня еще раз прощалась с родными, провожая их на верную смерть. После этих событий наступило некоторое затишье, на княжение был поставлен Константин, но и он закончил свои дни в Орде в 1346 году.

Монашество Пройдя через много скорбей, потерь, мук, Анна Кашинская сохранила великое терпение, не впала в отчаяние, что помогло ей выстоять и сохранить доброе любящее сердце. В период правления Константина она приняла монашеский сан в Софийском монастыре Твери, приняв имя Ефросиния. В бытность монашеской жизни она не оставляла без внимания нуждающихся и помогала чем могла, кому словом, а кому делом, ведя при этом строгий образ жизни. Большую часть времени она посвящала молитвам, постам, бдениям и размышлениям.

Ориентировочно в 1364 году ее последний сын, князь Василий, построил в Кашине Успенский монастырь и уговорил мать переселиться в него. Здесь она приняла схиму под именем Анны и скончалась в 1368 году в самом начале октября. Ее тело было погребено в соборе.

Первая канонизация.

Святую правоверную Анну Кашинскую забыли на долгие годы. В память потомков она вернулась в период осады Кашина литовцами и поляками в 1611 году. Несмотря на длительность и усиленные военные действия, город не был захвачен, и горожане склонились к мысли о чьем-то святом заступничестве. Анна явилась в схимническом образе пономарю Успенского собора, переживавшему тяжелую болезнь. От нее он получил исцеление и наказ рассказать протопопу Василию и жителям Кашина о ее молитвах и заступничестве, при этом повелела почитать ее гроб, читать над ним молитвы и зажигать свечи над ним перед образом Спаса. Так кашинцы уверовали в свою покровительницу и стали трепетно оберегать ее могилу.

Молва о святой заступнице дошла до царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, они инициировали ее канонизацию перед Московским собором. В 1649 году Анна Кашинская была церковью причислена к лику святых. Вскрытие могилы и осмотр мощей состоялся в 1649 году, а в 1650 царь приехал для участия в торжественном перенесении мощей в Воскресенский собор. В этот же день случилось чудесное исцеление тяжело болевшей женщины.

Ни у одной святой нет такой сложной посмертной истории, какая выпала на долю преподобной Анны Кашинской. Через три десятка лет ее стали особо почитать староверы и случилось единственное в истории русской церкви событие – Патриарх своим указом, в 1677 году, запретил почитать святую. Гроб был опечатан, иконы с ее изображением изъяты и увезены в Москву, был снят покров с гроба. Запечатали даже храм, некогда освященный в ее честь, впоследствии его переименовали в собор Всех Святых.

Вторая канонизация Как бы ни распоряжались земные властители, чудеса у гробницы продолжались, были исцеления. Жители самостоятельно вели летопись, писали иконы и переписывали житие святой Анны Кашинской. Три раза в разные годы обращалась православная община с просьбой о восстановлении почитания святой, но они отклонялись.

Добиться рассмотрения очередного прошения удалось лишь, когда был принят закон о старообрядцах, в 1905 году. В 1908 году были собраны все сведения об Анне Кашинской, они отправились в Петербург вместе с прошением на имя государя о восстановлении почитания. 10 июля колокольный звон собрал всех горожан в церковь, где было подписано коллективное прошение. Осенью царь дал разрешение Синоду на восстановление памяти и почитание святой, датой было назначено 12 июня.

Торжества по случаю канонизации состоялись в июне, они прошли при огромном стечении народа. В город прибыло более 100 тысяч гостей и паломников. У гробницы Анны Кашинской свершилось множество чудес, она стала единственной святой, чья память почитается шесть раз в году.

После революции и до наших дней После 1917 года храмы в Кашине постепенно закрывались, гроб с мощами постоянно переносили, но заступничество святой и здесь сделало свое дело, не оставив город без действующей церкви. По словам очевидцев, некоторые видели Анну Кашинскую в первый год Великой Отечественной войны, и она говорила, что охраняет свой город от захватчиков. До 1987 года святые мощи Анны Кашинской пребывали в храме Петра и Павла.

Сейчас поклониться мощам святой можно в Вознесенском кафедральном соборе города, гробница пребывает там с 1993 года и доступна всем верующим. Собор расположен на площади Единения в городе Кашин Тверской области. Храм Анны Кашинской есть в нескольких городах и с ними тоже не все просто. Один из них расположен в Санкт-Петербурге и принадлежит православной христианской церкви. А вот храм ее имени в Кузнецах принадлежит старообрядческой концессии православного христианства, он активно восстанавливается. Еще один старообрядческий храм святой княгини Анны Кашинской заложен в Твери.

Паломники часто приходят за помощью к святой, и многим дает утеение Анна Кашинская.

Прославление и почитание угодницы Божией.

Прошло время. В 1611 году в кашинском храме во имя Пресвятой Богородицы были обнаружены останки Анны Кашинской. Оказалось, что достаточно долго к гробнице святой относились с небрежностью и без должной доли уважения. Почитание мощей Анны Кашинской началось вскоре после указанного события: одно за другим последовали исцеления людей от святых останков. В частности, праведница излечила от тяжкой болезни пономаря Герасима, явившись к нему.

Таким образом мощи святой были провозглашены чудотворными. Их в 1649 году освидетельствовали представители тверского духовенства по приказу действовавшего тогда царя Алексея Михайловича. Мало того, гроб с останками порешили открыть, а праведницу – канонизировать, что и было сделано в присутствии монарха, его супруги, сестер, а также простого верующего люда. Вскоре после упомянутого события у мощей Анны Кашинской чудеса стали происходить с удвоенной силой и частотой.

Какое зрелище открылось при открытии гроба с мощами великой княгини глазам пришедших? Удивительное во всех отношениях: тело святой оказалось нетленным, за исключением небольших участков на ступнях и лице праведницы. Пальцы правой руки Анны Кашинской были сложены так, будто она собирается совершить крестное знамение. Только не трехперстное сложение увидели люди, а древнее двуперстное.

На следующий год (1650) мощи святой княгини были торжественно, снова при большом стечении народа, в присутствии царя и духовных иерархов, перенесены из ветхого Успенского храма города Кашина в Воскресенский кафедральный собор.

Тогда же установили два праздника, посвященные памяти праведной Анны: день преставления святой (2 октября) и день обретения мощей княгини (21 июля). Известный писатель Епифаний Славинецкий в 1660 - 1670-е годы составил службу на перенесение мощей. Его же перу принадлежат сказание о перенесении и обретении тела княгини, житие Анны Кашинской, «плач княгини Анны». В честь святой по велению царя был построен храм.

Вернемся к двоеперстному перстосложению, замеченному при открытии гроба великой княгини. Оно стало причиной споров между старообрядцами и новообрядцами по поводу древности данного знака, изображаемого пальцами при осуществлении крестного знамения. У старообрядцев было теперь прямое доказательство собственной правоты на этот счет: мощи святой Анны Кашинской. Однако в 1677 году заинтересованные вышестоящие духовные лица из новообрядцев произвели повторный осмотр мощей княгини и вынесли следующий вердикт: «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Обнаружилось и расхождения между житиями и сказаниями о праведнице. На самом деле все это было попыткой любым способом доказать древность троеперстного сложения, а явное свидетельство таковой сложения двоеперстного – ликвидировать.

Закончилось дело тем, что Анну Кашинскую объявили не святой, иконы с ее изображением убрали, украшения с раки уничтожили, сами мощи закопали, сравняв могилу с землей. Имя Анны из святцев также исключили.

Но спустя какое-то время справедливость была восстановлена. В 1818 году Святейший Синод дал разрешение включить имя Анны в месяцеслов. В 1899-1901 началась подготовка к восстановлению церковного почитания княгини.

В 1908-м произвели повторную канонизацию Анны Кашинской. Мощи изъяли, правда, только в 1930-х гг., Церкви же они были возвращены и того позже – в 1948 году.

Сегодня нетленные останки святой находятся в Вознесенском храме города Кашина и открыты для всеобщего поклонения.

В чем помогает святая?

Она откликается на просьбы об укреплении семейных уз, укреплении в христианской православной вере и терпении. Также она становится заступницей всех страждущих, вдов, сирот и помогает тем, кто избирает путь монашества.

Тропарь преподобной Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобной Анне Кашинской, глас 4

Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: Радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Молитва преподобной Анне Кашинской:

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание:

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.


Источник: 25 ИЮНЯ - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ И ВТОРОЕ ПРОСЛАВЛЕНИЕ БЛАГОВЕРНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ АННЫ КАШИНСКОЙ.
Автор:
Теги: Духовное иконы Молитвы праздники великий июнь княгиня мощь 1917

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства