В православной традиции верующие более всего почитают Бога и Деву Марию. Творец является создателем Вселенной и, в частности, людей, поэтому к кому, как ни к нему, обращаться со своими просьбами?
Богородица же помогает в самых трудных обстоятельствах, даже там, где, казалось бы, нет ни малейшей надежды. Не зря ведь ее называют заступницей, ходатаицей и покровительницей всего рода человеческого. Но немногим известен тот факт, что наиболее чтимым после Матери Божией у православных считается святой пророк Иоанн Креститель. Ему посвящено достаточно памятных дат в церковном календаре.
Одна из них, прославляющая третье обретение честной главы Иоанна Предтечи, приходится на 7 июня каждого года.
Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой. Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида).
Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа.
Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений.
Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.
Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал.4:2).
Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
Гибель святого Иоанна Крестителя:
Прежде чем перейти к знакомству непосредственно с событиями, ставшими причиной учреждения озвученного христианского праздника, следует немного узнать о том, что было раньше.
Третьему обретению честной главы святого пророка Иоанна Предтечи предшествовало первое и второе обретение, которые стали возможными из-за насильственной смерти избранника Господня через усекновение главы.
Начнем с гибели святого. Ближайший предшественник Сына Божия, предрекший приход на Землю Спасителя человечества и крестивший Иисуса Христа в Иорданских водах, умер по воле некой Саломеи. Эта девушка являлась дочерью Иродиады, супруги царя Ирода Антипы, которую тот отнял у брата своего Филиппа - тетрарха Галилеи. У Ирода Антипы был день рождения. На этом празднике Саломея танцевала в угоду царю и его гостям. В благодарность Ирод Антипа пообещал исполнить любую просьбу плясуньи. Саломея из ненависти к святому Иоанну, потому как тот часто корил правителя за нечестное заключение брака с Иродиадой, пожелала стать обладательницей головы подвижника.
Священное Писание гласит, что, услышав это, «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». Заключенного к тому времени в тюрьму Иоанна Крестителя, поводом чему послужили осуществляемые им беспрестанные обличения Ирода Антипы, был послан оруженосец, и совершивший усекновение честной главы пророка. Водрузив страшный подарок на блюдо, палач, посетив царский праздник, преподнес его Саломее. Та же вручила голову святого своей матери Иродиаде.
Уста уже мертвого Иоанна, по преданию, произнесли еще раз фразу, которую Антипа не раз слышал от живого праведника: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Царица в знак мести исколола острой иглой язык подвижника и предала священную главу земле в нечистом месте. Но святыня пролежала так недолго: одна благочестивая женщина по имени Иоанна, бывшая женой Иродова домоправителя Хузы, извлекла ее, поместила в глиняный сосуд и похоронила на Елеонской горе.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.
Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку.
В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.
Усекновение честной главы святого отмечается христианами 29 августа (11 сентября). В народе эта дата именуется «Головосеком» и «Иваном-постом».
Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Спустя годы с тех пор, как подвижник, крестивший Христа, погиб от рук нечестивцев, знатный человек Иннокентий принял решение возвести на Елеонской горе церковь. Когда рабочие копали ров для кладки фундамента, они наткнулись на глиняный кувшин со святыней. То, что в емкости находилась именно христианская реликвия, строители узнали по многочисленным знамениям.
Так произошло первое обретение главы Крестителя Господня Иоанна. Эту священную часть тела подвижника вельможа Иннокентий хранил бережно на протяжении всей своей жизни, а перед кончиной во избежании возможных надругательств над честной главой спрятал реликвию в построенной им церкви. Впоследствии данный храм разрушился из-за обветшания.
Второе обретение честной главы.
В другой раз святыню обнаружили два монаха-паломника. Это случилось в эпоху правления императора Константина Великого. Монахи пришли в святой город Иерусалим с тем, чтобы поклониться Гробу Господню.
Одному из паломников было видение, в котором тот узрел самого Иоанна Предтечу, указавшего место нахождения своей честной главы. Так монахи нашли христианскую реликвию. Они поместили честную главу пророка в мешок из верблюжьей шерсти но, не захотев быть обладателями столь важной святыни, отдали последнюю первому попавшемуся им на пути гончару их города Емессы.
Горшечнику этому тоже явился святой Иоанн и повелел сохранить свою честную голову. Тот с прилежанием исполнил волю праведника, а перед смертью передал реликвию своей сестре. Женщина послушала брата.
Однако позже святыня очутилась в руках нечестивца: священника, исповедовавшего арианское учение. Долгое время этот безбожник использовал христианскую реликвию в целях поддержания авторитета ереси. Но в конце концов обман арианина раскрылся, и мошенник закопал честную главу Иоанна-пророка ы пещере близ Емессы.
В дальнейшем над этим гротом была возведена обитель. Святыню же по указанию святого нашел в 452 году архимандрит монастыря. Впоследствии ее перенесли в византийскую столицу.
Третье обретение честной главы.
Интересующее нас событие произошло около 850 года. В Константинополе начались волнения, связанные с ссылкой святителя Иоанна Златоуста. В это неспокойное время глава крестителя Господня оказалась в Емессе. Затем приблизительно в 810-820 гг. ее перенесли в Команы, причиной чему послужили набеги сарацин. После святыню предали земле в период гонений на почитателей икон.
По окончании гонений патриарх Игнатий узрел в видении, случившемся во время ночной молитвы, место нахождения честной главы пророка Иоанна. Представитель духовенства сообщил о знамении императору. Тот направил в Команы делегацию, обнаружившую христианскую реликвию. Спустя время последняя вернулась в Константинополь, где ее положили в придворной церкви.
Сегодня святыня находится в студийском Предтеченском монастыре. Часть реликвии хранится на греческом Афоне.
Особенности церковной службы
Последование празднования Третьего Обретения главы Иоанна Предтечи включает в себя:
- отпустительный тропарь 4-го гласа;
- кондак плагального 6-го гласа на подобен «Еже о нас» с икосом;
- канон 8-го гласа;
- ирмос;
- три цикла стихир-подобнов;
- 4 самогласна;
- 4 седальна;
- 2 светильна.
Как видите, служба, проводимая в честь событий 850-го года, достаточно насыщенна.
Кстати, тропарь Иоанну Предтече можно в знак уважения к святому и его празднику, не только послушать, присутствуя 7 июня в храме, но почитать дома.
Ниже приводится его текст:
,,Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо, сошедшеся в сея обретение, песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими."
Стоит прочесть также и кондак пророку:
,,Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас."
Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю:
,,Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь."
,,Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, Спаси всех нас!"
Комментарии (0)