Память: 12 / 25 мая (второе перенесение мощей), 12 / 25 сентябрь (перенесение мощей), 18 / 31 декабря (прославление).
Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных. Память совершается (по юлианскому календарю): 18 декабря (день прославления), 12 сентября (первое перенесение мощей), 12 мая (второе перенесение мощей) и 10 июня (Собор Сибирских святых).
Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленному в конце XVII века на основе рассказов его современников. Согласно житию, Симеон имел дворянское происхождение, но оставив дом пришёл в Сибирь, где вёл жизнь странника, скрывал своё происхождение.
Большую часть жизни в Сибири провёл в селе Меркушино (около 53 км. от Верхотурья) и его окрестностях. В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушино на берегу реки Туры Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием и чтобы не получать платы, он оставлял одежду недошитой и уходил из села.
Вёл проповедь христианства среди вогулов.
Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появляются сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого).
В 1693 году в Меркушино Сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.
18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Мекрушино прибыл сам митрополит, но выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически.
Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы были найдены костные останки плотно покрытые плотью и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божим праведным Симеоном.
12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушено с разрешения митрополита Филофея (Лещинского) были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье где их поместили в монастырской церкви у правого клироса.
С перенесением мощей предание связывает чудесную остановку крестного хода по молитве хромого юродивого Космы, желавшего отдохнуть.
В 1716 году церковь была уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала.
В 1838 году после восстановления храма её установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Почитали и место погребения Симеона в селе Меркушине из которого забил родник. Над ним в 1808 году вместо деревянной часовни возвели новую каменную.
Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек..
27 мая мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.
25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского в монастыре собралось до 15 тысяч паломников и в этот день в рамках советской антирелигиозной компании состоялось вскрытие раки с мощами праведного Симеона.
В ходе вскрытия толпа верующих была взволнована и её успокоил архимандрит Ксенофонт, который объяснил верующим, что вскрытие мощей не нарушит их святость, и вместе с братией вынес раку из церкви, открыл её и выложил мощи на стол. Через два часа после этого было получено разрешение вернуть мощи на прежнее место, но драгоценную раку изъяли в пользу голодающих.
2 июня 1924 года мощи обследовала комиссия облздравотдела и, найдя обряд приложения к мощам негигиеничным, опечатала гроб и строго ограничила к нему доступ. 30 мая 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы.
Мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавший в Екатеринбурге в Ипатьевском доме.
После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея. 29 сентября 1947 года Товия (Остроумов), епископ Свердловский и Челябинский, обратился с письмом к уполномоченному по делам религии по Свердловской области В. Н. Смирнову с просьбой о возвращении церкви мощей праведного Симеона, которое осталось без ответа.
11 апреля 1989 года их вернули Русской православной церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года их перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
От этого святого многие получали исцеление от глазной болезни, самой упорной и продолжительной.
Большей частью сам угодник Божий является во сне больным, внушая им искать у него помощи.
К праведному Симеону особенно обращаются с молитвами об исцелении от болезней или от порока пьянства, а также за духовным вразумлением.
Молитвы при болезнях ног Праведному Симеону Верхотурскому:
,,О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй! По данной ти благодати Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего и якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси; сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Тропарь, глас 4:
,,Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу, да в видения восход обрящеши Горе, отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца, но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне. Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, и моли спасти души наша."
Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей):
,,Днесь радуется славная страна Сибирь, обретши святыя твоя мощи внутрь себе. Архиереи, священницы и воеводы и весь сонм людский, духовне веселящеся, вопием ти: о, богомудре Симеоне! Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед, просяще подати всем по коегождо прошению и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла: тем же и мы вси чтем честных и многоцелебных мощей твоих обретение, новый целебниче, и вопием: слава Давшему тобою всем исцеление!"
Кондак на перенесение мощей, глас 4:
,,Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона, созывает же люди в пречестный храм святаго Божия архиерея Николая, идеже радостно сошедшеся благочестивых множества, весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник. Ты бо явился еси граду нашему и всей Сибири врачевство безмездное, подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне! Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, Того моли спасти град и люди, молящияся тебе, паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим, да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвало и утверждение граду нашему."
Ин кондак на прославление, глас 2:
,,Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши, возлюбив незлобие и чистоту души и тела. Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче. Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный."
Величание:
,,Ублажаем тя, святый праведный Симеоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего."
Комментарии (0)