Ежедневно православная церковь отмечает значимые даты, связанные с тем или иным святым, причем, как правило, даже не одним, а несколькими подвижниками благочестия. Подавляющая часть таких памятных праздников в году не привлекают к себе внимания широкого круга православной общественности, не требуют отказа от работы, а в большинстве своем имеют историческую подоплеку.
Дата 23 января относится к указанной категории календарных событий. В этот день церковь вспоминает святителя Григории, епископа Нисского – яркого представителя золотого века святоотеческой письменности, младшего брата Василия Великого.
Детство и юность подвижника Григория:
Ученым, историкам неизвестна точная дата рождения святителя Григория, впрочем, как и дата его смерти, но согласно имеющимся сведениям, будущий праведник появился на свет около 335 года н.э. в Кесарии. В семье, где рос и воспитывался отрок, было 10 детей, четверо из которых впоследствии стали святыми, а трое, в том числе и сам Григорий, еще и рукоположены в епископы. Как и Василия Великого святителя начал обучать грамоте отец его, являвшийся преподавателем риторики и одновременно адвокатом. Воспитание 12-летнего Григория, лишившегося родителей, продолжалось образованной бабушкой-христианской Макриной. Кроме того, мальчик брал уроки ораторства у кесарийских наставников красноречия. В дальнейшем эти знания углублялись и совершенствовались благодаря собственным усилиям подвижника и стараниями старшего его брата Василия Великого. Прилежание и природная одаренность помогли будущему святителю успешно изучить философию, риторику. Он хотел стать в будущем светским оратором.
Знак свыше:
Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает». В жизни юного Григория произошло сие в буквальном смысле слова. Как-то раз в имении его матери родственники вознамерились устроить торжество в честь перенесения мощей сорока мучеников христианских. Будущему святителю прислали приглашение, потому что в этот момент подвижник находился в Кесарии на обучении. Не по душе пришелся Григорию такой поворот событий, ведь ему пришлось отрываться от занятий. Но в имение на праздник будущий святитель все же оправился, по всей видимости, чтобы не испортить отношения с родными.
На протяжении торжественного мероприятия Григорий проявлял откровенное равнодушие к происходящему: богослужение длилось всю ночь, и он не мог дождаться окончания сего действа. Праздник проходил в саду, а когда, наконец, завершился, подвижник направился спать в одну из беседок.
Ночью Григорий увидел удивительный сон, перевернувший впоследствии всю его жизнь. Будущему праведнику привиделось, будто он хочет войти в сад, но путь ему преграждают силы Света. Один представитель этих Божественных сил заступается за Григория, в результате чего юноша смог беспрепятственно проникнуть туда, куда стремится.
Новая жизнь:
Проснувшись, отрок понял со всей очевидностью – то было знамение Божье, указание на неправедные мысли и существование сновидца. Григорий занялся чтением душеспасительных книг, священных рукописей, забросив при этом все свои прежние светские занятия наукой. Через некоторое время он возложил на свои плечи обязанность чтения Священного Писания в период богослужений, иными словами стал анагностом.
Надо сказать, был момент, когда Григорий вознамерился вернуться к своей прежней светской деятельности – преподаванию риторики. Большую роль в принятии им такого решения сыграла смерть Юлиана Отступника, запрещавшего христианам обучать риторике и грамматике других. Разумеется, друзья и родные возмутились намерением Григория оставить церковную деятельность. И это вскоре возымело свое действие: подвижник навсегда бросил мирскую жизнь, более того – удалился в пустыню, стал монахом обители, воздвигнутой Василием Великим.
Супружество святителя Григория:
Стоит отметить, что святитель в отличие от своего более знаменитого в сонме святых родственника, состоял в браке. Женился он очень рано, еще когда учился в кесарийской школе ораторского искусства. Второй половиной Григория стала образованная женщина, отличавшаяся также высоким уровнем духовного развития. Григорий Богослов, тезка и друг подвижника, называл жену святителя «подлинной святой и истинной супругой священнослужителя». Именно он написал подвижнику в 385 году о смерти его любимой. Григорий пронес достаточно сильные чувства к своей супруге через всю жизнь. Статус женатого человека ни капли не стеснял подвижника и вовсе не мешал заниматься церковной деятельностью, духовным развитием. Он оставался неизменным и в момент рукоположения Григория в епископы городка Ниссы.
Служение подвижника в новом качестве:
Епископом Нисским святитель стал по воле брата Василия Великого, по его, можно сказать, настоянию. Сам Григорий с большой неохотой занял эту высокую должность. Святитель Василий Великий пожаловал брату сан по причине желания обрести в нем помощника в довольно серьезном деле: в борьбе с арианской ересью, захлестнувшей Римскую империю. Это был один из надежных путей решения проблемы – заручиться поддержкой грамотных епископов. И надо сказать, Василий Великий не ошибся в своем выборе. Святитель Григорий, хотя и не обладал житейской практичностью, уровень образования имел высокий и в вере своей был тверд. Епископ из подвижника получился замечательный: преданный делу, любимый паствой.
Не обошлось в борьбе с еретиками, придерживавшимися арианского учения, без неприятностей. Григорий, начав сие благое дело, был изгнан императором Валентом, лишен кафедры наместником Понта Демосфеном. Но как только правитель скончался, святитель занял свое прежнее место и продолжил епископское служение.
Богословская деятельность Григории Нисского:
Как вы могли заметить, старший брат стал для подвижника замечательным другом, наставником и покровителем. Между родственниками всегда были теплые, дружеские чувства и отношения. Григорий ничуть не завидовал славе брата. Хотя в действительности нельзя не признать, что подвижник оставался в тени своего знаменитого родственника вплоть до смерти последнего. Только после кончины Василия Великого святитель Григорий, наконец, задумался над необходимостью взяться за перо и начать свою литературную деятельность. В принципе епископ Нисский в этом смысле стал наследником старшего брата в богословии.
Григорий доработал неоконченные труды Василия и создал свои собственные.
Их классифицируют на три группы:
*догматические сочинения, в числе которых можно упомянуть 12 книг «Против Евпомия», «Большой Катехезис» и пр.;
*мистические и аскетические писания, включающие труды «О девстве», трактат «De Institute Christiano», посвященный аскетическому богословию;
*экзегетические сочинения, объединяющие три произведения – «Шестоднев», «О сотворении человека», «О жизни Моисея».
Паству свою святой Григорий, как пастырь верный и истинный, ревностно утверждал в вере и благочестии; случалось, что по нескольку дней сряду говорил он ей поучения.
В то же время он был ходатаем и защитником несчастных пред судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием. Достигнув глубокой старости, святой Григорий почил о Господе, оставив после себя много полезных и драгоценных для святой Церкви писаний.
Кондак, глас 2:
Церкве божественный иерарх, и премудрости честный тайноглагольник, ниссийский бодрый ум Григорий, со ангелы ликовствуя, и наслаждаяся божественным светом, молится непрестанно о всех нас.
Другой кондак, глас 1:
Оком душевным бодрствуя святителю, бодр пастырь явился еси миру: и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим, вся отгнал еси злославныя яко волки, невредно соблюд стадо Григорие всемудре.
Приблизительный год смерти святителя Григория - 395. Он скончался мирно, будучи старым человеком. Память же о нем продолжает жить на страницах религиозно-исторических источников.
Комментарии (0)