Гуляя по основательно разрушенному во время последней большой войны Роттердаму, может показаться, что город решил исправить незавидное архитектурное положение и превратить свои улицы в выставку современного искусства. Если перечислить только самые выдающиеся работы, то это без сомнения будут: шедевральное творение "Три повешенные мышки", обронзовевшее собачье дерьмо, отоварившийся в секс-шопе дед мороз, монументальная композиция "Бочки с вытекающей нефтью", странная женщина, к которой забыли добавить туловище и русский царь, у которого вроде бы ничего не забыли. Как видите, нас ожидает совершенно нескучная прогулка по улицам скульптурного Роттердама.
Начнём же с собачки "Фикки", так непринуждённо сделавшей свои дела на центральной пешеходке города. Собачья жизнь Фикки оказалась богата на события, её успели 3 раза украсть и столько же раз вернуть, её то и дело переносили с места на место, а относительно недавно добавили небольшое бронзовое дополнение, придавшее скульптурной композиции законченный вид.
Хотя если всё делать правильно, то начинать тему надо было не с какой-то там "Фикки", а со скульптуры Осипа Цадкина "Разрушенный город". Именно с этой гротескной фигуры с дырой в туловище, символизирующей если кто не понял, вырванное во время войны сердце Роттердама, началась городская скульптурная коллекция. Занимается развитием уличной коллекции специальная организация с незамысловатым названием: "Sculpture International Rotterdam", если кому-то интересно, то подробности можно найти на их официальной странице в интернете. Эта же страница служила мне основным источником информации, так что гулял я по городу не вслепую, а строго по международному скульптурному маршруту!
Трёхметровой скульптуры, созданной по мотивам японского аниме "Gundam", в международном маршруте нет. Появилась она в роттердамском парке после того как было проведено голосование местных подростков, их спросили: "Чё хотите, в скульптурном смысле?" И вот он ответ.
Вроде бы обычный сюжет, герой городского фольклора Ketelbinkie (у него в Роттердаме имеется ещё парочка статуй) забрался на троянского коня. Фишка в том, что памятник спонсировали расположенные поблизости рестораны, греческий и турецкий, как знак примирения и всё такое.
Кто спонсировал появление в городе огромных бронзовых кроликов не ясно, но как вы скоро убедитесь, это далеко не самое худшее произведение, выставленное на роттердамских улицах.
Признаюсь, не достиг нужных высот понимания абстракционизма. Так 20-тонная громадина под названием: "Корпоративная сущность" вызвала у меня чувство лёгкого недоумения, или выражаясь проще — это что было? Впрочем, не один я не догнал художественный замысел. Вскоре после водружения, скульптура получила в народе совершенно другое, более подходящее название: "Мошенничество с металлоломом". Единственное что могу отметить, так это то, что для изготовления этого… произведения использовалась специальная бронза, содержащая 95% меди, в результате чего "Сущность" покрылась зелёноватым налётом. Тонкий авторский ход.
Композиция из трёх женских скульптур: "Сидящая", "Стоящая" и "Отдыхающая". Стоящая в кадр не попала, поэтому вам придётся довольствоваться сидящей, а та груда покорёженного железа позади должно быть отдыхающая, или наоборот?
Зато здесь всё понятно. Неудачно припарковался, не вписался в поворот и вот художественный объект практически готов!
С Петром Первым тоже всё более менее ясно. В конце 90-ых приехал Черномырдин с товарищами и между делом открыл этот памятник в честь 300-летия прорубания русским царём окна в Европу. Думаю, через 300 лет памятников в честь приезда делегации Черномырдина открывать не будут. В 2013-м году активисты геи (или сочувствующие им лица) в знак протеста против притеснений в России покрасили камзол Петра в розовый цвет, получилось реально стильно! Жаль, что памятник почистили.
Мемориальная скульптурная группа в память о жертвах немецкой оккупации. Краткое содержание. Женщина с опущенной головой, смотрящая назад, символизирует боль прошлого. Мужчина справа смотрит в светлое голландское будущее, а мужчина посередине как бы является связующим звеном. Ответственный комитет заседал почти 10 лет, но так и не смог определиться какой памятник ставить в память о жертвах войны, пока не появился этот проект. В первых вариантах ребёнка держали на весу, но комитету эта идея не понравилась "слишком весело" и ребёнка опустили на землю, добавили грусти с символизмом, поместили в нужном месте города (перед ратушей) и готово!
Страшно подумать, сколько лет та послевоенная комиссия принимала бы решение по композиции "Каскад"? Весьма провокационное представление вытекающей из бочек нефти в виде человеческих фигур, сильно сомневаюсь, что такой памятник мог бы появиться 50 лет назад. Любопытный момент, "Каскад" выполнен из полиэстера, как-то не слишком экологично получилось, но это я уже придираюсь. Каскад оставляет очень сильное впечатление!
Скульптурная группа "Триумф", как я понял, триумфируют по поводу 50-летия окончания бомбёжек и успешного превращения развалин в небоскрёбы.
Расположенная возле реки фигура с мешком на плечах, на первый взгляд не оставляет никаких сомнений, кому она может быть посвящена. Конечно же портовым грузчикам. На самом деле нет. Этот грузчик символизирует послевоенное обустройство города и к реке скульптуру перенесли лишь относительно недавно. Обратите внимание, за грузчиком в воде плавает инсталляция "Водный лес". Более подробно постараюсь о ней рассказать, в будущей теме, посвящённой Роттердаму, а пока продолжим рассматривать уличное искусство.
Зелёный Пинокио есть в "международных" роттердамских скульптурных списках. Описание работы скорее запутывает, говорится там про приглашение отдохнуть от повседневности и в тоже время остаться незаметным. Я мало что понял, сидит Пиноккио на теннисном судейском стуле, ну и пусть себе сидит.
Памятник счётам, просто и со вкусом.
Кстати о вкусе, по-моему, в каждом уважающем себя западноевропейском городе должна быть статуя в честь главного национального времяпрепровождения — питья пива! В Роттердаме такая статуя имеется. Не трудно догадаться, кто спонсировал её появление, конечно же Хайнекен.
Рупор в стеклянной будке на гранитном пьедестале. Что бы это значило? В течении всего 2011-го года каждый день в 12 часов дня к будке подходил человек, вынимал рупор и кричал в него: "Никогда не поздно извиниться". Не знаю, сохранилась ли эта прелестная традиция до сих пор, но сверкающий на солнце стальной рупор называется именно так.
Разрушенные во время войны "Дельфтские ворота", восстановили в виде железного скелета.
Сломанная пластинка. Вариантов что она может означать можно придумать множество, но на самом деле поставлена она здесь в честь какого-то голландского певца.
Теперь придётся сделать страшное признание, так разрекламированный в самом начале темы шедевр: "Три повешенные мышки" так и не был мною найден! Скажу больше, я даже дома не нашёл, на котором эти мышки должны были висеть. В общем, чтобы не оставлять вас совсем без шедевра предоставлю фотографию всё с той же страницы международной общества роттердамской скульптуры. В описании говорится о каких-то материализованных мыслях скульптура, воображаемом мире, где автопортретом является здание с мышами, т.е. как обычно много бредовых слов.
Совершенно не понимаю, как я мог пройти мимо монумента в честь голландского мультипликатора Мартена Тоордена, ведь эта немаленькая конструкция с козликами, бегемотиками, петухами и прочими забавными зверюшками находилась в двух шагах от места моего обитания! Вместо запоминающейся скульптуры мультяшных персонажей я сфотографировал такое безынтересное творение "Свобода слова". Подумаешь, пять съёмных разноцветных голов, эка невидаль.
Бетонный Пикассо, который на самом деле не совсем Пикассо, а лишь слегка увеличенная версия его работы. Для тех кто не догадался, в бетоне увековечена последняя муза мастера, 19-летняя модель Sylvette.
Если вы думаете, что в скульптурном раю под названием Роттердам не осталось старинных памятников, то вы ошибаетесь! Они есть, просто не стали предметом моего пристального внимания. Я равнодушно проходил мимо статуи очередного средневекового правителя/мыслителя и даже не думал её запечатлеть, ну что спрашивается я там не видел? Мимо Эразма Роттердамского я бы тоже прошёл, если бы не умилительное соседство памятника начала 17-го века с песочницей начала века 21-го.
Или такой совершенно неизвестный для прогрессивной общественности политик 19-го века, чего-то он там химичил с голландской конституцией, то ли удачно списал с английской, то ли просто творчески переработал. Не важно. Важно что поставили его внушительный постамент в козырное место, на лестницу местного всемирного торгового центра.
К сожалению, художественный публичный туалет с прозрачными стенами и двусмысленным названием: "Не пропусти и секунды" гостил в Роттердаме недолго и к моему посещению этого славного города уже успел несколько раз сменить прописку. Вместо туалета предлагаю вам посмотреть на такие артистические скульптурные придорожные столбики.
Есть в Роттердаме столбик и побольше. Вот только 46-метровый монумент памяти погибших на войне моряков напоминает мне не нос корабля, а крематорий. Может так и было задумано. Внезапно, через 10 лет после открытия монумента, город решил, что памятнику не хватает человеческого фактора и к одиноко стоящему крематорию спешно добавили парочку фигурок моряков.
К памятнику яйцу ничего добавлять не нужно, он в этом не нуждается.
В Роттердаме существует так называемый "Скульптурный маршрут западного канала", он включает в себя 17 скульптур разной степени отвратительности. Представлена вся безобразная палитра современного искусства, от безголового шагающего мужчины работы знаменитого скульптора Родена.
До парящего над землёй дерева, чуть было не сказал работы матери-природы, нет конечно, природа здесь не виновата.
Но вне всякого сомнения, самой уродливой из всех 17-и "канальных" скульптур является произведение "Мама с ребёнком". Мама выполнена в виде нескольких рельсов, с торчащими во все стороны арматурными стержнями. Для пущей убедительности маму обработали азотной кислотой, из-за чего её и так не блистающее красотой рельсовое тельце покрылось характерными ожогами. Странно, почему не решились облить кислотой ребёнка, если уж бить на жалость, то по полной.
"Санта Клаус", пожалуй, самая известная скульптура Роттердама. Давайте не будем углубляться в псевдо художественные споры о том, что дедушка держит в руке. Автор (по имени Пол Маккартни, но не тот) сказал, что это ёлочка, пусть так и будет, хотя… нет, ни слова об этой ёлке. Возмущённые голоса жителей Роттердама не были услышаны и город купил скульптуру за 180000 евро. Стоит ли дед этих денег, пусть каждый решает сам, по мне так да! За относительно небольшую сумму город получил громкую, пусть и немного скандальную, рекламу, а в наши дни хорошая шумиха в прессе бесценна!
Ещё один неоднозначный объект. Композиция называется "Анита" и представляет собой женщину, попавшую в аварию со стаканчиком мороженого. Какой инцидент произошёл в голове автора сего творения сказать не могу, не хватает врачебной квалификации. Городское скульптурное общество пытается стыдливо оправдаться, мол, Анита стоит здесь не просто так, а указывает на парк скейтбордистов. Неубедительно!
А это двор "рассадника" скульптурного вольнодумства, художественного музея Бойманса-ван Бёнингена. Это они на несколько лет приютили в своём дворе дедушку с ёлкой, пока шумиха не улеглась. Сейчас двор стоит полупустой только блуждающий по европейским музеям: "Человек-какашка" украшает собой пустые пространства.
Наблюдатель на здании музея.
В парке рядом с музеем разместили парочку запоминающихся художеств, вроде этой фиолетовой атомной бомбы, или чего-то на неё похожего.
Что означают эти ноги узнать не удалось, могу сказать, что скульптура "Картина марафона" с заглавной фотографии темы имеет того же автора. Разноплановый скульптор.
Монумент названный "Скульптура возле архитектурного музея". Допускаю, что автор и сам не знал, что изваял. Самое примечательное в этом произведении искусства, его размеры — 37 метров в длину и 16 в высоту.
В отличие от Кёльна, где присутствуют целых два парка современной скульптуры, никаких специальных парков в Роттердаме нет. Зато возле всё того же музея изобразительных искусств соорудили свою скульптурную стройплощадку. Как понимаете, это не официальное название, а моя версия той статуйной свалки, которая предстала перед моими глазами.
Строительный гравий, временные резиновые коврики, временное ограждение, никаких табличек. Позднее в интернете нашёл информацию, что сборище всех значимых городских скульптур простоит возле музея Бойманса-ван Бёнингена до конца августа. Как понимаю, бетонные чемоданы, это часть расположенной в порту композиции: "Потерянный багаж", только там чемоданов побольше будет, неужели потерянный багаж потеряли?
С другой стороны удобно, не надо бегать по городу, искать известную скульпуру "Узел", можно прийти на "свалку" и посмотреть на неё вместе с остальными выброшенными на стройплощадку произведениями искусства.
Надеюсь, вы понимаете, что я представил вашему вниманию лишь маленькую часть всех скульптурных сокровищ Роттердама. Многое из того что видел не произвело на меня впечатления, до некоторых планируемых к посещению художественных инсталляций я так и не успел добраться, т.к. спешил на паровой фестиваль в Дордрехте. Сожалею, что не исследовал скульптурный проект "M4H", судя по фотографиям, там было на что посмотреть. Да что говорить, в одном только южном районе города в скульптурных писках значатся 97 объектов, один любопытнее другого! Как это часто бывает, самую подробную информацию я нашёл уже после посещения. Так что если кто-то хочет исследовать скульптурный мир Роттердама более основательно советую воспользоваться приведённой выше ссылкой на википедию!
published on
Запись
Комментарии (0)