Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор Вселенских учителей).
Священное Писание… Этот удивительный духовный труд называют Книгой книг и относятся к нему с благоговейным трепетом. В Писании, говорят, есть ответы на все вопросы. А также принято считать, что эта книга «знает» дату конца времен, так называемого апокалипсиса. Много существовало искусных толкователей Священного Писания во все эпохи. Одним из таких специалистов был святитель Григорий Богослов.
Родители подвижника Григория Богослова:
Известный праведник родился около 329 г. в Малой Азии, близ города Назианза, что в Южной Каппадокии. Конкретное место появления на свет угодника Божия – Арианза. Григория вымолила у Господа мать святителя Нонна, являвшаяся благочестивой христианкой. Она обещала посвятить сына Богу, и Творец вознаградил женщину. О том, что ее мольбы услышаны, Нонна узнала в тонком сне. Помимо всего прочего христианка узрела образ будущего ребенка и услышала имя малыша.
Следует сказать пару слов об отце Григория. Имя его было созвучно с таковым святого, но человек этот не принадлежал к христианству изначально. Григорий-старший являлся сектантом, исповедовавшим вероучение, которое основывалось на тесном переплетении язычества с догматами иудеев.
Однако это не мешало отцу святителя быть человеком праведным, добродетельным, не хуже любого истинно верующего во Христа. Неудивительно, что, являя указанные выше качества, он поддался благотворному влиянию своей супруги и стал христианином. В момент обряда крещения Григория случилось чудо: мужчина по выходе из воды вдруг озарился удивительным сиянием. Многие были тому свидетелями. Спустя некоторое время новообращенный христианин принял на себя обязанности священника. Описываемые события произошли до того, как на свет появился Григорий Богослов.
Детство и юность подвижника Григория Богослова:
Итак, будущий святитель появился на свет в благочестивой семье. Григорий рос в большей степени под влиянием добродетельной матери, ведь это она дала обет Господу посвятить сына Небесам. Женщина старалась привить ребенку безусловную любовь к Творцу, учила мальчика молитвам. Он рано постиг премудрость грамоты, и первой книгой ребенка с легкой руки Нонны было Священное Писание. Однако для будущего подвижника оба родителя с младых ногтей и до смерти являлись лучшим примером.
Григорий прекрасно общался со своими братом и сестрой: Кесарием и Горгонией. Они были не менее благочестивыми и умными, чем сам будущий святитель. Все трое искренне любили друг друга, как и положено членам одной семьи.
Подвижник благочестия получил замечательное образование. Сначала с ним дома занимался дядя, епископ Иконийский, являвшийся преподавателем риторики. Затем Григорий продолжил обучение в школе, располагавшейся в Кесарии Каппадокийской. Именно здесь произошло его судьбоносное знакомство с Василием Великим. Тот также пополнял ряды учащихся в заведении.
Вторым этапом увеличения багажа знаний Григория стало училище красноречия в Кесарии Палестинской. Оттуда вместе с братом Кесарием подвижник направился в Александрию для обучения различным наукам. Дух юноши, жаждущий расширения кругозора, привел его, наконец, в Афины.
Почему так насыщен был путь познания Григория Богослова? Все просто: он желал всем сердцем применить светское образование на служение христианскому народу в плане просвещения несведущих. Одно было плохо - будущий святитель не имел часто терпения на выбранном пути. И данный недостаток однажды едва не стоил ему жизни. Это произошло во время плавания в Афины. Григорий отправился в путешествие в наиболее опасный момент, в ноябре. Буря застала экипаж в пути. От страха Григорий стал молиться, а за ним – и все присутствующие на судне. В итоге ураган отступил, а корабль чудом повернул к берегу.
Испытания подвижника Григория Богослова:
Спустя 5-6 лет Григорий принял крещение. Иногда он присоединялся к своему товарищу Василию, который в тот момент уже уединился в пустыни, посвятив всего себя Богу. Мечтой Григория Богослова было навсегда остаться с другом в его обители, да и Василий звал подвижника, однако это никак не удавалось осуществить в виду разных обстоятельств.
Через несколько лет праведника отозвал из понтийского монастыря в Назианз его отец, епископ назианский. Дело в том, что родителю требовалась помощь сына. Он, не имея богословского образования, утвердил признание символа, совмещавшего в себе христианскую и арианскую природу.
Это событие повлекло за собой весьма печальные последствия: над некогда благополучной, процветающей епархией, не знавшей распрей и бед, нависла угроза раскола. Примирителем между противоборствующими сторонами, а именно – отцом Григория и монахами – и выступил сам Григорий Богослов.
С этого момента начались жестокие испытания подвижника благочестия. В 361 г., в праздник Рождества Христова, отец с паствой принудил Григория принять сан пресвитера. Это был живой пример так называемой «духовной тирании», являвшейся вполне обычной в те стародавние времена. Григорий возмутился данным поступком отца и сбежал к Василию в Понт. Успокоившись, ближе к Пасхе 362 г. подвижник вернулся в Назианз. В честь знаменательной даты Григорий Богослов произнес пастве проповедь, в которой в том числе просил прощения за свое бегство.
В 370 г. новое испытание ожидало праведника. Царствующий тогда император Валент – сторонник арианства - задумал гражданское разделение Каппадокии на две провинции. От этого пострадал Василий, ведь в таких условиях он был не в состоянии сохранить единство своей епархиальной вотчины.
С Василием вступил в противоборство епископ Анфим. Главным предметом их споров стал город Сасима, располагавшийся на границе двух областей. Это место отличалось тем, что было жутко запыленным, безводным, шумным, лишенным растительности, наводненным торговцами, погонщиками скота.
В качестве непосредственного борца с политикой Анфима Василий назначил епископом Сасимы Григория. Тому не по вкусу пришлась новая должность, но он уступил другу. Анфим тотчас прибыл в Сасиму, хотел заставить подвижника признать его митрополитом, но тщетно. Тогда он обвинил праведника в «василизме». Григорий же после уединился в пустынь, огорченный до невозможности.
В 374 г. умер отец, а чуть позже – мать подвижника. В 375-м г. Григория постигла тяжелая болезнь, однако Бог даровал ему выздоровление. В 379 г. подвижник пришел в Константинополь. Его вызвали для посвящения в епископы. Здесь подвижник благочестия вступил в борьбу с защитниками арианства.
В 379 году Григорий начал служить в небольшой церкви своих родственников в Константинополе. В то время еретики (ариане и аполлинаристы) повсюду активно распространяли свои учения, но и проповеди Григория были очень проникновенны — собрание храма активно росло.
21 апреля 379 года, во время Крещения новобрачных на Пасху, несколько вооруженных еретиков ворвались в церковь, устроила погром, один епископ даже был убит камнем, а сам святой Григорий получил рану.
Святитель не испугался – его проповеди продолжали быть такими же благодатными и поддерживали православных. Он со скурпулезностью, шаг за шагом, разъяснял людям Священное Писание, постепенно его паства увеличивалась, этим удалось достигнуть существенного ослабления еретичества.
В 381 году был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором.
Со стороны Египетских и Македонских кафедр это назначение Григория Богослова вызвало негативную оценку, в результате чего в Церкви возникла смута. Чтобы утихомирить возможную бурю, святой уезжает из Константинополя к себе на родину, где продолжает совершать иноческие подвиги: ходит босыми ногами, спит на голой земле, питается скромной пищей.
Святитель продолжает быть непримиримым врагом с ересью, проповедует и разъясняет людям христианское вероучение.
7 февраля (25 января по старому стилю) 389 года, в возрасте около 62 лет, окончилась земная жизнь святителя Григория Богослова преставился ко Господу. Его тело похоронили в Назианзе.
В 950 году святые мощи перенесли в Константинополь в церковь Святых Апостолов. В 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, мощи святого Григория перевезли в Рим и помещены в специально построенную гробницу в соборе св. Петра в Риме. В 2004 году, 26 ноября, мощи были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста.
Сейчас мощи Григория Богослова находятся в храме святого Георгия в Стамбуле.
Он оставил много материальных и богословских трудов, содержащих непоколебимую мудрость. Состоят последние из 245 посланий или писем, 45 «Слов» и 507 стихотворений. Большая часть писем собрана была в сборник самим Григорием Богословом еще при жизни. «Слова» или беседы разнообразных жанров – это основа литературного наследия, оставленного нам подвижником благочестия. Стихотворения были написаны Григорием в последние годы жизни.
Святителю Григорию Богослову, молятся при начале строительства дома и вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите в гонениях и искушениях от злых людей и начальства.
Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1
Пастырская свирель Богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.
Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3
Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший.
Молитва первая святителю Григорию Богослову:
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.
Молитва вторая святителю Григорию Богослову:
О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.
Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.
Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.
Молитва третья святителю Григорию Богослову:
О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.
Молитва четвертая святителю Григорию Богослову:
О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Молитва святителю Григорию Богослову:
Святитель Григорий Богослов - один из величайших христианских богословов, апологетов и гимнографов. Небесный покровитель ученых, богословов, апологетов и миссионеров. Ему молятся об укреплении веры, ниспослания проповеднического дара, молитвенности, разумения основ вероучения, об обращении иноверцев, сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в народе молятся при начале строительства дома и вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите в гонениях и искушениях от злых людей и начальства.
Высказывания и афоризмы Григория Богослова:
*Бог творит все как хочет, а человек — как может.
*Безумен, кто в богатстве забудет друга.
*Злой человек и в богатстве живет неправедно.
*Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
*Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
*Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
*Дурная жена в дому подобна злой вьюге.
*Добрая жена любит труд и спасает от зла.
*Пугливый муж пугливые мысли имеет.
*Мудрым решения ночью приходят.
*Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла — и тебя не постигнет зло.
*Никто о себе не скажет: я злодей.
*Лучше смолчать, чем худое молвить.
*Говорящий плохое — всегда в убытке.
*Изрекать могут многие — понимают не все.
*Одного невозможно избыть человеку: стремленья к женщине.
*Ссоры любящих длятся недолго.
*Не суди по виду, суди по делам.
*Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.
*Многих, творящих зло, оправдает их чин.
*Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.
*Душе израненной, доброе слово — лекарство.
Комментарии (0)