Столица нашей Родины и все ее православные жители, начиная с 2014 года, отмечают праздник, посвященный первому митрополиту города Москвы. Речь идет о святителе Петре, бывшем митрополите Киевском, основателе Высоко-Петровского монастыря. Один из храмов указанной обители был построен и освещен в честь Петра Митрополита московского. Появление этой каменной церкви относится к 1514 году, авторство принадлежит архитектору Алевизу Фрязину, сама идея – князю Ивану III. Поскольку личность святителя Петра довольно-таки значима в истории нашей страны, то следует познакомиться с основными вехами жития данного человека.
Святитель Петр происходил из благочестивой христианской семьи. Родился он на Волынской земле. Родителями святого были Евпраксия и Феодор. Еще до рождения Петра мать будущего святого увидела утром одного из воскресных дней удивительный сон, благовествующий о богоизбранности младенца. Привиделось женщине, будто держит она на руках агнца, между рогов которого на голове растет дерево с густой кроной, обилием цветов и плодов, а еще горящих свечей, от которых исходит благоухание. Лишь, когда появившийся на свет ребенок стал подрастать и Творец одарил его многочисленными дарами, Евпраксия поняла суть своего видения.
Семилетним отроком Петр стал изучать Священное Писание. Поначалу учение давалось ему нелегко, о чем печалился и сам мальчик, и родители ребенка. Но вот как-то раз приснилось Петру, будто пришел к нему человек в одеждах святителя, произнес фразу «Чадо, отверзи уста свои», а затем прикоснулся рукой к языку отрока и благословил. После пробуждения Петр не обнаружил рядом никого, зато ощутил в сердце радость и сладость. С тех пор учиться мальчик стал лучше всех.
В двенадцатилетнем возрасте Петр по собственной воле ушел в монастырь, находившийся недалеко от места его рождения. Мальчика приняли сразу же в число братии. Будучи послушником, Петр выполнял много разной работы: носил дрова и воду на кухню, мыл власяницы монахов и т.п. Свои обязанности он осуществлял исправно, не пропуская ни дня. К богослужению в церковь юный отрок приходил первым, а покидал службу последним. На протяжении сего мероприятия Петр стоял с благовонием. Братии и непосредственному своему начальнику он служил со смирением, послушанием и кротостью. Эти качества помогли юноше продвинуться вверх по церковно-иерархической лестнице: вскоре, по воле настоятеля монастыря, Петра возвели сначала в диакона, чуть позже – в пресвитера. Помимо всего прочего юноша научился писать иконы.
Годы подвижничества святителя Петра Митрополита Московского.
Долго пробыл будущий митрополит Киевский и Московский в той обители. Потом получил благословение настоятеля монастыря и подался в пустыню, где устроил собственную обитель на берегу реки Раты. В указанном месте стараниями монаха появился храм во имя Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь Петр собрал вокруг себя множество братии. Своих подопечных он наставлял в вере, но при это был незлоблив, кроток, добродетелен и милосерден. Никогда не оставлял он без помощи и поддержки своей нуждающегося и просящего. Слухи о Петре дошли даже до князя, который стал почитать святого и принимать в числе прочих его наставления. В те времена подвижник познакомился по воле Господней с киевским митрополитом Максимом. Последний явился к Петру со своей братией для получения благословения. Святитель благословил гостя иконой Богородицы, которую написал собственноручно. Этот святой образ Максим хранил до самой смерти.
Спустя какое-то время митрополит Киевский скончался. После случившегося некий человек по имени Геронтий захотел занять его место. Он взял одежду Максима, пастырский жезл, ризницу и ту самую икону, подаренную преставившемуся святым Петром. Человек этот отправился в Царьград. Узнав о дерзости Геронтия, правитель страны Волынской стал неоднократно предлагать блаженному Петру стать Киевским митрополитом. Святитель долго отвечал князю отказами, но, в конце концов, его удалось упросить. Петр отправился в Царьград, а правитель Волыни послал патриарху Константинопольскому соответствующее прошение о святом.
Путешествие по морю для святителя прошло благоприятно, в то время как Геронтий задержался в пути из-за сильной бури. Самозванцу явилась икона Богородицы в тонком видении и изображенная на ней Дева Мария сказала обманщику, что святительский сан ему не достанется, а митрополитом Киевским станет написавший святой образ Петр.
Новая должность Святителя Петра.
Наступил момент, когда подвижник, наконец, прибыл в Царьград. В ту пору патриархом Константинопольским служил добродетельный муж Афанасий. Как только Петр зашел в храм к патриарху, церковь наполнилась благоуханием. Афанасий понял, что то был знак свыше, и с радостью благословил святого. Узнав о цели приезда монаха, патриарх собрал собор святителей, дабы произвести рассмотрение дела. В итоге Петр оказался посвященным в митрополичий сан.
Через несколько дней прибыл в Царьград Геронтий. Он рассказал о своем видении Афанасию. Тот забрал у Геронтия вещи, принадлежавшие покойному митрополиту Максиму, и отдал их святителю Петру. После много дней Афанасий наставлял святого и отпустил с миром из Константинополя. Прибыв в свою митрополию, Петр стал прилежно поучать народ заповедям Господним.
Спустя некоторое время Андрей, епископ Тверской, ощутил в сердце своем ненависть к новому митрополиту. Он стал клеветать на Петра и написал соответствующее письмо митрополиту Афанасию в Царьград. Тот не поверил прочитанному, однако послал в Киев одного из церковных клириков. Был созван собор в Переяславле, на котором присутствовало множество представителей духовенства. Против Петра на том собрании выступили кроме Андрея и другие лжесвидетели. Все это вызвало смятение. Но для Петра дело окончилось хорошо, потому как клеветников вывели на чистую воду и посрамили прилюдно. Святой Петр простил обидчиков и отпустил собор с миром.
Жизнь в Москве и кончина митрополита.
После всех этих и некоторых других событий святитель прибыл в московский удел. Город в то время находился под управлением благоверного великого князя Иоанна Данииловича. Митрополит киевский проникся к нему симпатией и стал жить в Москве чаще, чем в иных местах. До того момента, по примеру своего предшественника Максима, святой проживал во Владимире. В 1325 году Петр окончательно переселился в Москву и перенес туда свою митрополию. По совету святителя Петра князь построил в городе каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Незадолго до смерти святителя Иоанн Даниилович увидел странный сон. В нем узрел он высокую гору, покрытую снегом, но снег это вдруг быстро растаял. Князь рассказал о видении митрополиту. Тот понял, что скоро умрет, и стал готовиться к собственной кончине. Он сам устроил себе гробницу возле жертвенника в храме Пресвятой Богородицы, тогда еще строящемся, затем провел в церкви службу, на которой помолился особливо за духовного сына своего – Иоанна Данииловича, причастился Христовых Тайн. В день же кончины своей Петр успел сделать необходимые распоряжения, после чего отошел ко Господу.
3 января (21 декабря по старому стилю) 1326 года святитель Петр скончался. Его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. В 1339 году он был причтен к лику святых.
У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители.
Мощи святителя Петра трижды обретались нетленными — в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 году, когда обрушились стены собора; в 1479 году, когда Успенский собор был вновь воздвигнут итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.
Первое перенесение мощей святителя Петра состоялось в 1472 году. Второе перенесение мощей было после освящения вновь построенного Успенского собора, 6 сентября (24 августа по старому стилю) 1479 года.
Память святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси православная церковь отмечает также в день его кончины 3 января (21 декабря по старому стилю) и 18 (5 по старому стилю) октября вместе с Собором святителей Московских.
Тропарь святителя Петра:
глас 4
Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.
Ин тропарь святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца:
глас 4
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства прият паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Тропарь святителям Московским:
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Тропарь святителя Петра:
глас 4
Яже прежде безплодная, земле,/ ныне веселися:/ се бо Христос светильника в тебе показа,/ яве сияюща в мире/ и исцелевающа недуги и болезни наша./ Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:// святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.
Тропарь святителя Петра:
глас 8
Ликуй светло, благославнейший граде Москва,/ имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца,/ всю Россию чудодеянии озаряюща,/ той бо немощи врачует/ и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему:/ радуйся, иерарше Бога Вышняго,// тобою сия пастве твоей соделовающаго.
Ин тропарь святителя Петра:
глас 4
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства приим паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога/ да спасет души наша.
Кондак святителя Петра:
глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.
Ин кондак святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца:
глас 4
Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем/ Божественное сияние.
Кондак святителям Московским:
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.
Кондак святителя Петра:
глас 8
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу,/ днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще,/ яко имея дерзновение ко Господу,/ многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.
Ин кондак святителя Петра:
глас 4
Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем Божественное сияние.
Величание:
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.
Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому:
О, великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недостойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, братолюбием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Эта молитва убережет вас от различных соблазнов и дурных поступков. Поможет выйти из трудной ситуации, если все-таки случилось ступить на неправедный путь:
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего из вод волнующихся приятый и от конечнаго потопления свободивыйся! Не забуди и нас убогих (имена), в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас века Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Комментарии (0)