Есть места, которые запоминаются сразу и надолго, если не навсегда. Подобным откровением стал для меня венский Музей истории искусств — Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM. С моей точки зрения, его уровень соответствует Лувру и Эрмитажу, а значит заслуживает высшей оценки, которую можно поставить художественному музею. О таком собрании невозможно рассказать в рамках ЖЖ, поэтому я покажу лишь то, что поразило больше всего именно меня. В первой записи — рассказ о "сердце" КНМ — его входе и парадной лестнице.
Площадь Марии-Терезии в Вене
Здание КНМ — не бывший дворец, оно строилось по заказу императора Франца-Иосифа специально для экспозиции коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства, собранных Габсбургами на протяжении нескольких веков. Музей входит в ансамбль площади Марии-Терезии, где по обе стороны от памятника императрице располагаются два внешне идентичных монументальных сооружения в стиле ренессанса — музей Естественной истории и музей Истории искусств. Оба они были открыты в 1891 году.
Вестибюль КНМ
Вестибюль музея накрыт куполообразным потолком, который соединяется с залом второго этажа через центральное отверстие
Купол вестибюля
В зале, который расположен точно над вестибюлем, сейчас располагается музейное кафе. Круглое сиденье в его центре — это как раз ограда отверстия, видного на снимке выше.
Музейное кафе
Купол кафе поделен на восемь секторов, по количеству австрийских императоров, чьи коллекции вошли в состав экспозиции KHM. Их скульптурные портреты можно рассматривать сидя за чашкой венского кофе или с балкончиков третьего этажа музея. На самом почетном месте расположен барельеф высокочтимого в Австрии императора Франца-Иосифа.
С первого этажа на второй ведет главная музейная лестница — настоящий шедевр архитектуры. Нижний ее марш начинается от вестибюля и замыкается скульптурой Антонио Кановы "Тезей, убивающий кентавра".
Парадная лестница музея
Антонио Канова. Тезей, убивающий кентавра, 1819
С этого места открывается хороший вид на искусно выписанный плафон, который словно продолжает лестничное пространство еще выше к небу. Если к нему присмотреться, то можно увидеть, что изображенный на плафоне купол перекликается своими арками и колоннами с аналогичными элементами архитектурного убранства холла.
Михай Мункачи. Апофеоз Ренессанса, 1888 — плафон парадной лестницы
"Апофеоз Ренессанса" не фреска, а гигантское полотно. Интересно рассмотреть персонажей на этой картине. Два человека слева внизу — это беседующие Леонардо и Рафаэль. За ними на мостках расположился Веронезе, работающий над одним из своих огромных полотен. В центре старик Тициан объясняет своим ученикам как изображать живую натуру. Над ним в лоджии восседает папа Юлий II, прославившийся амбициозными начинаниями и покровительством искусству, он обсуждает очередной свой проект. Справа внизу у балюстрады стоит в задумчивости Микеланджело, держа в руке молоток. Летящая наверху богиня олицетворяет мир и процветание (в некоторых источниках ее называют также славянской богиней славы Озвиеной, но я не нашел информации о таком божестве). Есть на плафоне и автопортрет художника: Михай Мункачи стоит за фигурой лежащей натурщицы, но зрителю видна только его голова. Кстати, настоящая фамилия художника — Либ. Мункачи — это псевдоним, взятый Михаем по имени города Мукачево, где он родился.
Верхний марш лестницы приводит ко входам в зал кафе и боковые галереи, гда расположены коллекции живописи.
На мой взгляд, самое интересное в этом гигантском объеме — это фрески в аркадах, а также в полукружиях сводов. Над ними работали сразу несколько художников. Примерно за год до открытия музея молодому Густаву Климту, его младшему брату Эрнсту, и другу Францу фон Мачу, было поручено выполнить картины, символически изображающие разные периоды развития европейского искусства: от древнеегипетского, греческого и римского, до классицизма. Эта великолепная серия и помещается под двенадцатью арками, окружающими главную лестницу с четырех сторон.
published on
Запись
Комментарии (0)