Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Увидеть Шедевры Византии в Третьяковке

Под занавес, в последний день работы выставки "Шедевры Византии", мы всё же воспользовались уникальной возможностью посмотреть в Москве, а не в Греции, сокровища византийского искусства. Устроители выставки продлили её работу до 23 апреля, и несмотря на неприветливую погоду, а может, и благодаря ей, народу было довольно много.
Эта выставка была третьим событием перекрестного года России и Греции (2016-2017), проходившего при активном участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах, а в сентябре в Афинах проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи.
Выставка "Шедевры Византии" — ответный жест греческой стороны. Экспонаты высочайшего уровня были предоставлены музеем Бенаки, Византийским и Христианским музеем в Афинах и частной коллекцией Э. Велимезиса-Х. Маргаритиса.

Всего в экспозиции было 12 икон, две рукописи иллюстрированных Евангелий, серебряный крест и три предмета декоративно-прикладного искусства, но выставка удивила не количеством. Все иконы в очень хорошей сохранности, от них исходит мощный светящийся цвет.

Размещены все иконы таким образом, что их можно рассматривать с двух сторон и каждая находится отдельно от других. Каждый экспонат характеризует определенную эпоху в истории искусства Византии. Этот репортаж — для тех, кто не смог посмотреть на это собрание византийских реликвий.

Самый ранний экспонат — двусторонний крест X века. В древней Византии такие кресты использовались в больших городских крестных ходах по случаю праздника или вражеского нашествия, когда совершались особые молитвы об избавлении от врага.

Cеребряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых. Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки

Если внимательно рассматривать его, можно увидеть, что образ Христа Пантократора, который традиционно для таких крестов располагался в центре, поднят на верхнюю перекладину. Это связано с тем, что посредине (в средокрестии) была вложена чтимая реликвия. Теперь на ее месте медная вставка приблизительно XVIII века — изображение Христа, восстающего из гроба.

Евангелие Тетр (Четвероевангелие) содержит традиционный порядок евангельского повествования, когда перед каждым началом располагается образ евангелиста. Книга небольшая, написана на пергаменте в Константинопольской императорской мастерской, оклад более поздний. Рукопись могла принадлежать императору или кому-то из церковных иерархов.

Четвероевангелие. XIII век. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 216 листов. Музей Бенаки

Миниатюры евангелистов писались по той же технологии, что и иконы, только на листе пергамента. Евангелие раскрыто на листе с изображением апостола Луки, восседающего на деревянном кресле и держащего в руках стилос и раскрытый кодекс, в который он записывает слова Божественного Откровения, расположенного на пюпитре.

Воздух — покров для священных сосудов, используемый во время литургии. Представленная сцена "Раздаяние вина" является частью композиции "Причащение апостолов".

Воздух. Конец XIII — начало XIV века. Шелк (основа), хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, золотное и лицевое шитье. Музей Бенаки, Афины

В центральной витрине — самая ранняя на выставке, но яркая и хорошо сохранившаяся икона XII века "Воскрешение Лазаря". Эта икона была вписана в длинную горизонтальную доску. Такие доски в византийских храмах с низкими иконостасами размещали над Царскими вратами. Но потом доску распилили по сюжетам, и теперь две иконы находятся на Афоне, одна в Эрмитаже и одна представлена на выставке из Афин. По-видимому, эти иконы были написаны на самом Афоне для монастырских нужд. Традиционный золотой фон заменён на символ золота — красный цвет.

Воскрешение Лазаря. XII век. Византийский и Христианский музей, Афины.

В экспозиции есть двусторонняя рельефная икона, которая сохранилась в единственном экземпляре. В этот период Византия испытала нашествие крестоносцев, Константинополь был взят, а вся художественная жизнь отошла на периферию — на острова Кипр, Крит. Но одновременно с византийскими школами возникли крестоносные мастерские. Эта икона соединяет в себе и живописную традицию и скульптурную. Деревянная скульптура характерна для Запада, сама же икона "Георгий Победоносец" содержит житийные клейма. Их живопись показывает влияние предшествующей традиции.

Начало XIII века – крестоносный период. Двусторонняя икона XIII века. Великомученик Георгий Победоносец с житиями. На оборотной стороне – икона: Святые Марина и Ирина(?). Византийский и христианский музей, Афины.

Икона замечательна тем, что создана предположительно по заказу жертвователя — женщины, портрет которой находится слева от ног святого с молитвой о муже.

Великомученик Георгий, со сценами жития

На оборотной стороне иконы написана икона святых Марины и Ирины. Обе святые из царского рода. Ирина покровительствовала почитанию икон.

Есть в экспозиции ещё один образ великомученицы Марины, почитаемой в странах Средиземноморья. У нее на омофоре изображены крестики, что позволяет предположить, что одно из ее мучений — это утопление. В предании осталось свидетельство, что когда ее топили, с неба спустился голубь в световом луче. И этим отмечена ее святость. Икона сохранила яркие краски — вокруг алого омофора святой много золота. Золото в иконе — это не цвет, это символ света Божественного неба.

Великомученица Марина. Конец XIV – начало XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Икона Богоматери с Младенцем не вполне вписывается в чисто византийскую традицию и несет черты латинских крестоносных мастерских, о чем говорят резкие цветовые акценты, контрасты. Художественные особенности образа, наряду с особенностями иконографии, свидетельствуют о создании иконы в византийской провинции, возможно на Кипре, в начале XIII века.

Икона Богоматери с Младенцем отличается редкими иконографическими деталями, среди которых скрещенные и обнаженные по колено ножки Младенца и необычный жест Богоматери, придерживающий пяточку Христа.

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Византийский и Христианский музей, Афины

В центре экспозиции находится икона, от которой невозможно отвести глаз. Это икона знаменитого критского мастера Ангелоса Акотантоса "Кардиотисса", что означает "Сердечная". В этом образе воссоединились сразу несколько типов образов Богородицы — "Умиление", "Взыграние младенца". Особенностью иконы Византийского музея является изображение Младенца, поза которого исполнена сильного движения: с одной стороны, он обнимает Богоматерь. а с другой — как бы откидывается назад. Именно в этой позе есть указание, намёк на тему снятия с креста. Икона написана на Крите, принадлежащем в это время венецианцам. После падения Византии он стал центром иконописи во всём греческом мире.

Богоматерь Кардиотисса. Ангелос Аконтантос, первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Заканчивается владычество крестоносцев. Восстанавливается империя со столицей в Константинополе, в Царьграде. Но то, что было пережито, воспринимается, в том числе и культурой. Если для предшествующего периода было характерно видеть классические идеальные образы, то в палеологовский период на ликах появляются черты страданий. Это последний период, потому что в середине XV столетия Византия падёт.

Самая замечательная в художественном отношении на выставке — большая икона Богоматери с младенцем с Распятием на оборотной стороне. Это шедевр константинопольской живописи первой половины XIV века. Богоматерь указывает правой рукой на Младенца, напоминающего своим фронтальным положением и благословляющим жестом, обращенным к зрителю, образ Христа Пантократора. В углах иконы представлены два склонённых Ангела, руки которых покрыты тканью хитонов в знак благоговения перед Небесным Царем.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона, вторая половина XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

На оборотной стороне — Распятие. На иконе искалечены и уничтожены лики — так поступали османы, они не уничтожали изображение полностью, они выкалывали глаза на ликах или сбивали лицо.

Распятие. Оборот двусторонней иконы "Богоматерь Одигитрия. Распятие". XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В середине XV века Византия была уничтожена турками. Пала Восточная Римская империя (1453 г.), но не закончилась живописная традиция, связанная с империей. О том, как она продолжила свой путь, и рассказала экспозиция из 18 экспонатов.

Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Искусство Византии дало импульс развитию древнерусской культуры: Русь стала прямой восприемницей Византии, выработав свой собственный самостоятельный путь, отличающий русскую культуру. Шедевры древнерусского искусства XI-XVII века можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Источники информации: interaffairs.ru, echo.msk.ru, www.pravmir.ru, foma.ru

published on mirputeshestvij.ru according to the materials galik-123.livejournal.com

Запись Увидеть Шедевры Византии в Третьяковке взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Увидеть Шедевры Византии в Третьяковке
Автор:
Теги: Это интересно livejournal Апостол Афон

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства