Крапивенский переулок, дом №4
На углу Петровского бульвара и Крапивенского переулка всегда привлекает внимание комплекс зданий, состоящий из маленькой церкви и обрамляющих её краснокирпичных с орнаментом домов.Таких уникальных фасадов в Москве больше нет! Это здания Константинопольского Патриаршего подворья, а за подворьем в переулке примостилась древняя церковь Сергия Радонежского. В летописях эту скромную церковь, известную ещё c конца XVI века, называли по-разному — "в Крапивках", "в Старых Серебряниках", "в Сторожах", "у Трубы" и даже "на Петровке".
Крапивенский переулок получил название, по одной версии, из-за буйно разросшейся крапивы, по другой версии, по имени домовладельца, жившего в царствование Елизаветы Петровны, коллежского асессора Арсения Крапивина. Ранее селились в переулке дворцовые сторожа. А когда здесь была слобода мастеров серебряных дел, чеканивших монеты, переулок назывался Серебрянническим
1 — Жилые корпуса подворья, 2 — Церковь Сергия в Крапивках
Сергиевская церковь — это маленький бесстолпный четверик с тройной апсидой, каким было раньше его завершение неизвестно. Самая старая часть здания датируется 1678 годом. Существующий второй ярус над древним четвериком и колокольней, от которой сохранился нижний объём с крупным горизонтальным рустом, появился в 1749 году. В сильно искажённом виде лучше всего сохранился верхний ярус — характерный для барокко XVIII века невысокий четверик со срезанными углами. Основные грани прорезаны окнами, промежуточные обработаны арочным нишками, углы — пилястрами. Архитектор (предположительно) Д.В. Ухтомский.
Раньше храм наполняли старинные иконы. Особо чтилось "Явление святому Сергию Пресвятой Богородицы". В приходе церкви Сергия триста лет, в XVI-ХVIII веках, жили князья Ухтомские, хоронимые под ее стенами на почетном месте. Это подтверждала надпись на одном из висевших колоколов. Весил колокол 73 пуда, его отлили и водрузили в 1689 году, когда начал царствовать Петр I.
В 1922 году церковь Сергия опустошили, вывезли из нее все серебро, колокольню сломали. Выглядел храм бесформенным и обезглавленным, ничего из того, чем славился раньше, в нем не осталось. Заполнили стены станки цеха Первого московского завода коньков.
Общий вид церкви и план
Реставрация началась в последние годы советской власти. В августе 1991 года патриарх Алексий II после освящения главного престола храма передал легендарный Кийский крест с частицами мощей свыше 300 святых.
Кийский крест и икона "Кийский крест с предстоящими" (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична. Изограф Иван Салтанов, 1670-е годы)
Этот крест сотворили на Кий-острове под Архангельском, куда сослали низложенного патриарха Никона. Там он основал Кийский крестный монастырь. В память о спасении во время бури на Белом море Никон заказал крест, подобный тому, на котором распяли Христа. Из Иерусалима доставили кипарис, из него на Русском Севере сделали этот крест.
Из монастыря святыню передали в антирелигиозный музей Соловецкого лагеря. Оттуда она попала в запасники Исторического музея. После1991 года Кийский крест вернули Русской православной церкви.
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках и прилегающие к нему земли в 1883 году были переданы Константинопольскому подворью. В 1887-1892 годах по проекту архитектора С.К. Родионова было построено трехэтажное здание Подворья.
План второго этажа Константинопольского подворья
1. В напоминание, что резиденция Константинопольского патриарха находится на территории бывшей Византии, фасад здания украсили византийским орнаментом. Константинопольский патриарх по традиции считался первым среди предстоятелей поместных церквей. Однако с завоеванием турками Византии в XV веке его реальное значение упало.
2. Дома возводились по периметру участка, образовав вокруг церкви тесный двор неправильной формы.
3. В 1887 году был построен западный корпус с фасадом по Крапивенскому переулку.
4. В 1888-1890 гг. в глубине двора возведён средний корпус, обращённый главным фасадом к церкви.
Дворовый фасад
5. В 1892 году был построен северо-восточный корпус, выходивший острым углом на Петровский бульвар. Архитектура фасада комплекса характерна для эклектики конца XIX века. Уличный фасад имеет традиционноые классические горизонтальные членения, но на цоколе при помощи окрашенного кирпича изображена полосотая византийская кладка, на основном поле стены — орнаментальная.
6. В наличниках верхних окон византийские колонки обрамляют килевидные проёмы. В венчающем карнизе и на дворовых фасадах, вокруг церкви, выложены из кирпича древнерусские мотивы — поребрики, городки и др. Таким образом, оформление фасада несёт смысловую нагрузку, напоминая о том, что подворье древней Византийской патриархии, находящейся ныне в мусульманской стране, выстроено на русской земле.
7. В Москве издавна содержались подворья Троице-Сергиева и других особо почитаемых монастырей, служившие постоялыми дворами монахов, купцов, представительствами владык. Константинопольское патриаршее подворье, последнее по времени появления, появилось в конце XIX века, когда старинные подворья перестраивались в гостиницы и доходные дома. После революции 1917 года все подворья, из которых изгнали монахов, превратились в коммунальные квартиры и конторы. Такая участь постигла и Константинопольское подворье. В 1990-х та часть здания бывшего Подворья, что выходит на Петровский бульвар, была отреставрирована, но работы остановились из-за кризиса 1998 года. В настоящее время часть дома находится в аварийном состоянии.
8. Построил Константинопольское подворье на Петровском бульваре архитектор Сергей Константинович Родионов (1859- 1925). Выйдя из стен Московского училища живописи, ваяния и зодчества с большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры, он в дальнейшем получил известность проектами в стиле эклектики. В центре Москвы сохранились построенные Родионовым особняки в переулках Арбата, Знаменки, в Большом Каретном переулке, на Сухаревской площади — доходный дом с островерхой крышей и башенкой, облицованный разноцветной керамической плиткой, на Большой Полянке — церковь Иверской общины сестер милосердия.
В Дмитровском уезде Московской губернии он построил сельские церкви и колокольни, гимназию и колокольню Сретенской церкви в Дмитрове. Революция лишила его имения и беспрерывной практики. Маститый архитектор читал лекции, охранял памятники архитектуры, одно время оберегаемые молодой советской властью, занимался реставрацией Китайгородской стены, разрушенной через несколько лет после его смерти в 1925 году.
Источники информации
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989.
Лев Колодный. Возрождение Сергия в Крапивках.
published on
Запись
Комментарии (0)