Известному режиссёру, дважды номинированному на получение премии «Оскар», исполняется сегодня 75 лет. Он начинал как журналист и писатель, а в «Крокодиле» выходили его сатирические фельетоны.
Сергей Бодров-старший начинал свою кинокарьеру с работы сценаристом, а позднее появилось у него желание самостоятельно снимать фильмы. Жизненный путь режиссёра мог бы лечь в основу какого-нибудь фильма, но он не собирается снимать об этом кино. Сергей Владимирович Бодров шёл к славе трудным путём и, оглядываясь назад, он признаётся, что ему есть в чём себя винить.
Трудный путь
Сергей Бодров-старший.
Он родился в Хабаровске, а рос почти у самой границы с Китаем. Мама его в тот время училась в медицинском институте, поэтому воспитание будущего режиссёра легло на плечи бабушки с дедушкой, тоже медиков. В детстве Сергей Бодров мечтал стать жокеем, он готов был постоянно возиться с лошадьми и даже делал успехи в верховой езде. Но позже он стремительно вырос, и все лошади вмиг стали для него слишком маленькими. Занятия пришлось оставить.
Сергей Бодров-старший в молодости.
К тому времени он уже переехал в Москву, но так скучал по родным просторам, что всерьёз задумывался о профессии лесника, но позже решил, что станет пожарным и будет спасать жизни людей. После окончания школы он отнёс документы в энергетический институт, правда, оттуда его с позором выгнали. Дело в том, что Сергей Бодров увлёкся карточными играми, проиграл очень крупную сумму денег и даже обокрал свою бабушку в попытке расплатиться с долгом. В институте об этом, конечно, узнали, и указали студенту вместе с другими картёжниками на дверь, запретив даже думать о возможности восстановления.
Сергей Бодров-старший.
Он хотел после этого уйти в армию, но его не взяли из-за сильного заикания, полученного ещё в глубоком детстве от испуга. Тогда он, чтобы не сидеть без дела, устроился на киностудию «Мосфильм» осветителем. И вчерашний студент с удивлением наблюдал за происходящим в мире кино изнутри, его буквально заворожила царившая на студии атмосфера. Он даже согласился сыграть крохотную роль в одном из фильмов и вдруг почувствовал желание писать. Свои рассказы Сергей Бодров отправлял в «Литературную газету» и очень удивился, когда увидел их напечатанными. Позже именно в «Литературке» и посоветовали Бодрову поступить во ВГИК. Он готовился очень старательно и на самом деле вскоре стал студентом сценарного факультета. Ещё он стал писать фельетоны для «Крокодила», и их тоже печатали, а потом пригласили в штат журнала.
Сергей Бодров-старший.
После окончания института Сергей Бодров снова попал на «Мосфильм». Теперь он тоже имел отношение к миру кино, и его это очень радовало, особенно когда вышел очередной номер киножурнала «Фитиль», снятый по его сценарию. В 1978 году состоялась премьера «Баламута», первого полнометражного фильма, в котором Сергей Бодров выступил в качестве сценариста. А сам сценарист стал мечтать о съёмках кино. Он понимал, что ему без профессионального образования на «Мосфильме» никто не доверит снимать фильмы. И он отправился в Казахстан, где в соавторстве с Аманбеком Альпиевым снял свой первый фильм «Сладкий сок внутри травы», выступив одновременно и в качестве сценариста, но тоже в соавторстве – с Зауреш Ергалиевой.
Сергей Бодров-старший.
Ещё до режиссёрского дебюта он успел написать сценарии к нескольким фильмам, полюбившимся зрителям: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Долгий млечный путь», «Очень важная персона», «Не ходите, девки, замуж». Всего же по сценариям Сергея Бодрова было снято 20 картин. В 1990 году он переехал в США, но работать прилетал в Россию. По словам режиссёра, именно на родине он вдохновляется и находит темы для своих будущих проектов. Он и сегодня называет себя русским режиссёром, снимающим фильмы на Западе.
Сергей Бодров-старший.
Фильмы Сергея Бодрова «Кавказский пленник» и «Монгол» были номинированы на «Оскар», а «Восток-Запад» — на получение кинопремии «Золотой глобус». Правда, ни одну из этих наград завоевать ему так и не удалось. В последние годы он больше работает на Западе, где снимает свои фильмы. Фэнтези «Седьмой сын» он снимал для Universal Pictures, а главные роли в нём играли с Джеф Бриджес и Джулианна Мур. Снималась в нём и Алисия Викандер, которую Сергей Бодров нашел, позже она получила «Оскар» за работу в картине «Девушка из Дании».
Пожизненная вина
Сергей Бодров-старший.
Сергей Бодров несколько раз был женат, но ребёнок у него от всех браков лишь один – Сергей Бодров-младший, появившийся на свет в браке с Валентиной Бодровой, преподавателем исторического факультета МГУ. К сожалению, сын режиссёра погиб в сентябре 2002 года во время схода в Кармадонском ущелье ледника Колка. До сих пор Сергей Бодров-старший не смирился с горечью утраты. Прошло уже больше 20 лет с того трагического дня, а режиссёр, вспоминая сына, винит себя.
Сначала он отговаривал его от работы в кино, но после понял, что сына переубедить не получится.
Сергей Бодров-старший с сыном.
Сергей Бодров-старший с сыном.
Когда же Сергей Бодров-младший прославился на всю страну, отец не воспринимал его, как звезду. Сын сам говорил о том, что он не актёр, но во время работы на площадке он умел делать всё, что от него требуется, и демонстрировал на самом деле яркий актёрский талант. Свою первую главную роль сын режиссёра сыграл в фильме отца «Кавказский пленник», причем предложил он себя сам, когда узнал, что Сергей Владимирович не может найти исполнителя роли Ивана Жилина. И сыграл Сергей Бодров-младший просто блестяще.
Сергей Бодров-старший с сыном.
Правда, при жизни сына отец его почти не хвалил. Лишь однажды, прочитав сценарий фильма «Связной», Сергей Владимирович сказал сыну, чтобы он не снимался в кино и не режиссировал, а писал, потому что сценарий получился очень хорошим. Сергей Бодров-младший тогда удивлённо сказал отцу о том, что впервые в жизни слышит от него такую высокую оценку. До сих пор режиссёр перечитывает сценарий «Связного» и понимает: он так и останется лежать на полке, потому что никто не способен его снять так, как это сделал бы его сын.
Сергей Бодров-старший с сыном.
Сергей Бодров-старший вынес уроки из своего общения с сыном и из допущенных ошибок. Ведь это он заставил его поступить на исторический факультет МГУ вместо сценарного во ВГИКе. Теперь в отношениях с внуками, Ольгой и Александром, он никогда не давит своим авторитетом, считает, что они имеют право на свободный выбор. Но с сыном всё было по-другому, правда, когда Сергей Владимирович понял, что Сергей-младший не может без кино, то привёл сам его в профессию, всему учил, помогал насколько мог. И поэтому сегодня он винит себя за случившееся с сыном, потому что именно кино и стало в результате для Сергея Бодрова-младшего смертельным.
Комментарии (0)