Как только узнала, что в мемориальном музее "Творческая мастерская С.Т.Конёнкова" в Москве представлена оригинальная выставка "Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники", сразу отправилась туда, тем более, что выставок Эрьзи в Москве не было очень давно.
1. Если искать этот музей по адресу, указанному в Интернете, — Тверская ул., 17 , есть вероятность, что вы его не найдёте. Потому что на самом деле он находится вот по этому адресу:
2. Хотя на Тверском бульваре, как и во многих местах в центре Москвы, ведутся какие-то строительные работы, отыскать этот музей, даже в первый раз, очень просто. Это рядом с магазином Армения.
3. Экпозиция организована музеем Конёнкова совместно с Международным фондом искусств им. С.Д.Эрьзи и входит в юбилейную программу "Скульптор Эрьзя. Начало вечности" к 140-летию со дня рождения Мастера. Выставка также посвящена проблемам сохранения творческого наследия двух знаменитых скульпторов XX века.
4. Такая тема выставки выбрана, конечно, не случайно, ведь в творчестве этих скульпторов существует немало схожего. Так, на выставке можно увидеть параллели между произведениями С.Конёнкова и С.Эрьзи, воплощающими образы Христа и Иоанна Крестителя, женскими портретами ("Эрзянка" С.Эрьзи и "Портрет женщины в русском сарафане" (Надежда Плевицкая) С.Конёнкова), образами великих людей ("Паганини", "Бах", "Рахманинов" С.Конёнкова и "Бетховен", "Толстой" С.Эрьзи) .
5. Эрьзя был младше Конёнкова на два года, но роль старшего брата в их отношениях играл Конёнков. Этого скульптора можно назвать и первым учителем, его скульптура стала для Эрьзи откровением и вдохновением.
6. В 1916 году, как раз 100 лет назад, в мастерской Конёнкова на Пресне Эрьзя впервые увидел произведения, выполненные в дереве. Но далее он пошёл собственным путем, в результате которого сформировался оригинальный творческий стиль Эрьзи — авангардный.
Степан Эрьзя в Москве
7. Немало совпадений есть и в жизненных ситуациях С.Конёнкова и С.Эрьзи. Например, обучение в скульптурной мастерской С.М.Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, путешествия по Европе, активное участие в монументальной пропаганде, успешная преподавательская деятельность, долгий период их пребывания и работы в Америке, возвращение на родину. И даже в том, что оба питали слабость к роковым женщинам.
С.Д. Эрьзя. Портрет норвежской женщины, 1912
8. Их обоих называли "русскими Роденами". Но, конечно, и Конёнков и Эрьзя шли своим путём, искали новые формы, и, пожалуй, только в этом проявлялось между ними соперничество. Соратниками они были в большей степени, хоть и друзьями их назвать было трудно.
9. Сначала покажу работы Степана Эрьзи на фоне скульптур Конёнкова. Их на выставке не очень много, особенно по сравнению с количеством скульптур Конёнкова — ведь это его мастерская.
С.Д. Эрьзя. Девушка в кокошнике, 1940-е
10. В своей книге "Мой век" С.Т. Конёнков довольно часто упоминает скульптора Степана Эрьзю.
11.
С.Д. Эрьзя. Голова мордовки (Эрьзянка), 1915
12.
13.
14.
С.Д. Эрьзя. Размышление, 1935
15.
16.
С.Д. Эрьзя. Портрет писателя Орасио Кироги, 1937
17.
С.Д. Эрьзя. Портрет племянника Василия, 1912
18.
19. Именно в Аргентине Эрзя обнаружил субтропическое дерево кебрачо, из которого делали шпалы, — необычайно твердое, с выразительным рисунком, широким диапазоном цветовых оттенков и живописным своеобразием наростов. Оно и определило особенности новой манеры Эрьзи.
Фрагменты дерева кебрачо, который был привезён Эрьзей в 1950 году
20. Декоративный эффект усиливал контраст необработанного дерева с тщательно отшлифованной поверхностью.
21. Знаменитая скульптура "Иоанн Креститель" была создана в 1914 году и спустя год, подарена русским писателем Александром Амфитеатровым городской церкви Кристо Ре в Феццано (Италия). В 1915 году "Иоанн Креститель"был освящён и установлен в центральной нише над входом в церковь. В 60-е годы скульптуру демонтировали, так как она сильно обветшала. Второе рождение "Иоанн Креститель" получил в 2005 году. Найденная в одном из помещений старой церкви, она была передана для реставрации во Флоренцию. Восстановительные работы завершились в конце 2011 года. До начала их проведения со статуи был снят слепок, и впоследствии, из него изготовили две копии. Одну копию Международный фонд искусств им. С.Д. Эрьзи подарил музею епархиального искусства Ватикана в Ла Специи.
С.Д. Эрьзя. Иоанн Креститель, 1914
22. А вот не менее знаменитая скульптура "Калипсо", так же назвали новый выставочный зал работ Эрьзи, открывшийся в Щербинке благодаря фонду имени Эрьзи.
С.Д. Эрьзя. Калипсо, 1917. Мрамор
23.
С.Д. Эрьзя. Отдых, 1919. Мрамор
24. В 1954 году С.Т. Конёнков посетил персональную выставку С.Эрьзи на Кузнецком мосту в Москве, где оставил такую запись в книге отзывов: "Одно могу сказать: очень хорошо! Приветствую Вас, Эрзя!"
А в 1961 году он выполнил надгробный памятник С.Эрьзе в память о своем великом современнике и в знак признания его таланта.
25. К сожалению, экспозиция на Кузнецком мосту была доступна всего лишь две недели. Причиной столь скорого закрытия стала резкая неприязнь деятелей официального искусства столицы: после того, как в книге отзывов персональной выставки члена-корреспондента Академии художеств СССР Александра Герасимова появилась запись: "После выставки ЭрзЯ Вас смотреть совсем нельзя!". После этого все работы переехали в мастерскую С. Д. Эрьзи в доме №3 на 2-й Новопесчаной улице, которая в те дни стала местом настоящего паломничества для студенчества, журналистов, молодых ученых и писателей. Как вспоминают очевидцы, желающие посмотреть работы скульптора занимали очередь с вечера, чтобы утром попасть в мастерскую Эрьзи. Здесь он продолжал работать и отсюда скульптор отправился в Вечность.
С.Т. Конёнков. Портрет Степана Эрьзи
26. Коротко о жизни Степана Эрьзи. Степан Дмитриевич Нефедов (Эрьзя) родился 27 октября 1876 года в селе Баево, Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя. Обучался ремеслу скульптора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.Волнухина.
Весной 1907 года Эрьзя прибыл в Италию.С конца 1909 года по 1913 гг. Эрьзя жил и работал во Франции, участвовал в престижных выставка, путешествовал по Европе. С конца 1913 вернулся в Италию, где успешно работал с мрамором. Летом 1914 года молодой мастер вернулся в Россию. Его дар монументалиста раскрылся в революционные годы на Урале и позднее — на Кавказе. С ободрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя отправился в Париж для устройства своей персональной выставки. Однако он остался там почти на полгода, так как кроме персональной, участвовал ещё в IV выставке в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства.
27. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уехал в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселился в Аргентине. Его творческий метод, успешно разработанный в Европе и России, получил расцвет в Аргентине (1927-1950). Многие произведения, созданные в аргентинский период, можно по праву внести в историю мировой пластики ХХ века. К ним относятся «Лев Толстой», «Бетховен», «Моисей», «Музыка Грига», «Портрет секретаря Рамбиндтраната Тагора», «Дочь инков», «Медуза», «Мельпомена», «Волна», «Чилийка», «Обнаженная». Творчество русского скульптора всегда было в центре внимания журналистов и художников, вызывая неизменный интерес и восхищения многочисленных поклонников. Но хорошо известного за границей Эрьзю мало кто помнил на родине. Ему же хотелось получить признание в России.
28. И Степан Эрьзя вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и привезти на родную землю огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общим весом 175 тонн). И в своей последней московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться. Степан Эрьзя умер в 1959 году в Москве в своей мастерской, его похоронили в Мордовии, в Саранске. Наиболее полное собрание его работ хранится в Мордовской картинной галерее в Саранске.
29. Выставка будет работать в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» (Тверской бульвар, 28) до 13 июля 2016 года.
Подробнее о московском музее Конёнкова в продолжении…
published on
Запись
Комментарии (0)