С. Эрьзя с сёстрами Марией и Еленой Мроз. Батуми, 1922
Степан Эрьзя прожил очень необычную, содержательную и яркую жизнь. Он объездил всю Европу, долгое время жил в Америке, потом вернулся в Советскую Россию. Своё ощущение прекрасного скульптор воплотил в многочисленных женских образах. И в жизни Степана Эрьзи было много прекрасных женщин. Он всегда привлекал их внимание, как натура харизматическая и творческая, а женщины вдохновляли его как музы и модели для творчества. Ученицы обожали Эрьзю, были романы с натурщицами, несколько приключений с роковыми женщинами. Но долгими и прочными отношения не получались, потому что женщины требовали слишком много внимания и времени, а Эрьзя хотел одного — работать. Поэтому присутствие женщин в жизни скульптора Эрьзи всегда получалось временным, но именно оно превращало его в художника.
Сидящая натурщица (не сохранилась). В мастерской МУЖВЗ, Москва. 1904
Уже в юности его пытался женить на своей дочери хозяин иконописной мастерской, у которого он работал, но Степану удалось благополучно сбежать в Алатырь. В городе он окончательно понял, что хочет стать художником. Оформляя любительские спектакли местного светского общества, Эрьзя общался с дамами, часто бывавшими в Европе. Но окончательно соблазнил его рассказами о Европе итальянский художник Даниэль Тинелли. Этот 80-летний старик возил с собой натурщицу Еву, которая вскоре стала любовницей Эрьзи. Вот эта немка Ева и прибрала к рукам Степана, когда они по приглашению Тинелли приехали в Италию. Ева не отпускала Эрьзю от себя ни на шаг, и даже запирала его в доме уходя. Но всё-таки в Венеции ему удалось сбежать от неё.
В странствиях по Европе ему встречались и роковые женщины. В 1908 году Степан Эрьзя, все еще находясь в Италии, познакомился с графиней Алисой Альтенберг — натоящей авантюристкой. Роман с этой женщиной протекал очень бурно. Несколько раз она обманывала его, уезжая из снятых шикарных апартаментов, которые не были оплачены. Графиня уговоривала Эрьзю делать скульптурные портреты своих знакомых, а сама получала от заказчиков большие деньги. Для Алисы Альтенберг Эрьзя оставался грубым и наивным русским парнем. В конце концов она бросила его без средств и жилья в Италии.
Женщина в шляпе, 1910. Гипс тонированный
Но опять ему помогла благосклонность женщин. Тронутая бедственным положением скульптора директриса русской гимназии в Ницце приютила его у себя на полтора месяца. Она помогла ему снять каретный сарай под мастерскую. В благодарность он сделал портрет её дочери. В это время в Ницце проходила международная выставка искусств, и представленные на ней работы Эрьзи имели успех. Им заинтересовалась русская аристократия Ниццы. Эрьзя познакомился с княгиней Е.М. Долгоруковой-Юрьевской — морганатической второй супругой Александра II. Долгорукова заказала ему портрет своего мужа. Эрьзя сделал портрет, но один из русских художников-эмигрантов из зависти обвинил Эрьзю в дружбе с партией анархистов. После этого Долгорукова перестала принимать у себя скульптора.
В 1911 году Эрьзя успешно представил свои работы в Парижском салоне, а затем снял мастерскую в Париже совместно с француженкой-скульптором Фарман. С ее подругой Мартой Гербст, которая не знала ни слова по-русски, а Эрьзя практически не владел французским, у Степана установились самые близкие дружеские, а затем и любовные отношения. До самого отъезда Эрьзи в Россию Марта оставалась ему верной подругой, у них был сын. Эрьзя умолял Марту выйти за него замуж, но она была непреклонна: "Ты уже женат. На скульптуре". Марте Степан Эрьзя посвятил несколько работ.
В.И. Нефёдов, М.И. Нефёдова и Марта Гербст в Париже, 1912
В 1912 был создан скульптурный портрет Марты. Этот образ с таинственной полуулыбкой, грациозным наклоном головы, а также характерные приемы лепки — огромная масса фактурно обработанных волос и контрастно сглаженное лицо, в дальнейшем будет повторяться во многих женских головках мастера.
Марта, 1912. Цемент тонированный
Сохранились письма Эрьзи, которые он писал, когда вернулся в Советскую Россию, с просьбой помочь ему съездить в Бразилию к любимой женщине, увидеть сына: "Я хочу их видеть, помогите, я люблю ее". Она — это Марта Гербст.
Марта Гербст. Париж, 1913
Среди работ этого периода наиболее значительной стала сульптура "Монголка" из цемента. Эрьзя экспериментировал не только с новыми формами, но с интересными материалами.
Эрьзя. Монголка. Цемент, 1915
В 1915 году в жизнь Эрьзи вошла Елена Мроз (1900-1984) и на десять лет стала его музой, ученицей и возлюбленной.
С. Эрьзя, Е. Мроз и мальчик-натурщик в мастерской. Москва, 1915
Была в их совместной жизни очень счастливая пора, когда они жили на даче родителей Елены в Геледжике. Впоследствие Эрьзя вспоминал, что это был самый замечательный и спокойный период его жизни.
Ученицы С. Эрьзи в мастерской около работы "Деревенская Венера" (не сохранилась). Москва, 1916-1917
В 1918 году Елена сопровождала скульптора на родину в село Баево, а затем на Урал, где они вместе работали над осуществлением плана монументальной пропаганды. Потом их пути разошлись. После возвращения Эрьзи в СССР, они часто встречались. Елена Ипполитовна нежно заботилась о нём. Встречаясь, они часто вспоминали о днях давно минувших, но вместе жить они уже не могли, сказывался разный менталитет.
С.Эрьзя и Е. Мроз на Урале. 1920
Произведения "Калипсо", "Спокойствие", "Мечта", "Ева" Эрьзя создал, когда с ним была Елена. Эти образы поражают своей лиричностью и одухотворенностью.
Калипсо, 1917. Мрамор
Спокойствие. Мрамор, 1919
Скульптуру "Ева" Эрьзя создал в 1919 году. Мраморная библейская прародительница изображена в образе пышнотелой деревенской молодухи.
Ева. Мрамор
Во Франции Эрьзя вновь оказался в 1926 году с выставкой своих работ. Он надеялся повторить успех 1911 года. На этот раз его сопровождала молодая ученица Юлия Кун. Выставка работ скульптора продолжалась около двух недель. Публика приняла ее холодно. Разочаровавшись, Эрьзя решил искать успеха за океаном и, получив приглашение от официальных лиц, отправился в Аргентину. В тот момент у СССР с этой страной еще не было дипломатических отношений. Велись переговоры о создании в Буэнос-Айресе торгового представительства. Посол СССР во Франции Раковский помог Эрьзе с доставкой скульптур во французский порт Гавр и дал рекомендательное письмо к торгпреду в Буэнос-Айресе.
Здесь Эрьзя поселился вместе с Юлией Кун на тихой улочке Ла Ибаре Плата. Юлия стала на протяжении нескольких лет гражданской женой Степана Эрьзи. Это Юлия послужила моделью для скульптуры "Обнаженная».
Обнажённая, 1930. Кебрачо
Дом располагался в глубине каменного двора, засаженного акацией и персиковыми деревьями. По легенде, во дворе этого дома Эрьзя нашел кучу причудливых коряг. Под слоем коры он обнаружил красно-розовую древесину, твердую как камень. Так он открыл для себя новый материал — аргентинское кебрачо.
Елена. 1934. Кебрачо
Первой работой из кебрачо стала "Голова Юлии", второй — "Парижанка". Правда, использовать Юлию в качестве натурщицы Эрьзя долго не смог. Она была нетерпелива, непоседлева и этим раздражала скульптора. К тому же Юлия не захотела мириться с тяжелым бытом и затворническим образом жизни мастера. Юлии Кун нравилось общаться с журналистами: от имени скульптора давать интервью, улаживать дела, связанные с выставками, заниматься рекламой его работ. В итоге их отношения испортились окончательно и Юлия отправилась в Россию. Но через год она вернулась, бросив во второй раз мужа и детей, как только Эрьзя прислал призывное письмо. Однако в мастерской уже хозяйничала натурщица-аргентинка, а вытерпеть соперницу Юлия Кун не захотела. В этот раз она уехала навсегда.
Портрет аргентинской женщины.1935.Кебрачо
В портретной галерее Эрьзи — женщины разных стран и национальностей. Здесь родные ему мордовские и русские лица, испанки, француженки и почти все представительницы американского континента. В каждом портрете художник не просто передавал национальные черты, но и раскрывал определенный характер, душевное состояние и настроение портретируемых.
Мать с ребёнком, 1929. Кебрачо
Спящая мать. 1937. Мрамор
Портрет француженки. 1938. Кебрачо
Четырнадцатилетняя мать. 1939. Кебрачо
Первый поцелуй, 1940. Кебрачо
Ева Мария Дуарте де Перон. 1940. Цемент
Испанка. 1942. Кебрачо
Аргентинка, 1944. Кебрачо
Спящая женщина, 1945. Кебрачо
Портрет русской женщины, 1948. Кебрачо
Кроме древесина кебрачо, Эрьзя использрвал и альгарробо — тоже дерево, растущее в южноамериканских лесах. Необыкновенно твердая древесина требовала кропотливой, тяжелой работы. Мастер использовал наросты и наплывы, а также корни деревьев, соединяя клеем нужные куски. Так были созданы множество головок юных красавиц с полированными до глянца личиками в обрамлении огромной копны волос.
Женский портрет. 1949. Альгарробо
В 1950 Эрьзя вернулся в СССР. Зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры — около 300, а также множество кусков древесины кебрачо и альгарробо для будущих произведений.
О выставке «Сергей Конёнков и Степан Эрьзя: великие соратники, великие соперники»- http://galik-123.livejournal.com/210471.html
Использованы источники
http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/141850/
http://erzia-museum.ru/ru/kollekciya/stepan-erzya/
http://erzya.info/
Все иллюстрации из интернета
published on
Запись
Комментарии (5)