Начало
В настоящее время Музей скульптора С.Т. Конёнкова насчитывает около сотни потрясающих произведений. Сергей Тимофеевич был неординарной и очень разносторонней личностью, всегда действовал согласно своему настроению и вдохновению, от этого и его работы были совершенно разными и неожиданными. Все скульптуры в музее размещены по темам: революционная, религиозная темы, портреты деятелей литературы, искусства и науки, образы детей и простых рабочих людей. Материалами для работ Конёнкова были гипс, мрамор, дерево и бронза.
1. На первом этаже при входе разместился знаменитый автопортрет, за который Конёнков был удостоен в 1957 году Ленинской премии.
2. В зале первого этажа — скульптуры писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, А.М. Горького, Ф.М. Достоевского; портреты ученых: Ч.Дарвина, И.П. Павлова, В.Ф. Купревича и многих других; скульптурные фигуры известных библейских героев, главным из которых является "Сын человеческий".
3. Христианская тема — одна из ведущих в творчестве С.Т. Конёнкова. Христианство привлекало его как человека и как художника. Иисус Христос — одно из самых прекрасных творений мастера.
Сын человеческий (1933)
4. В Италии в 1928 году Конёнков создал образы апостолов веры. Главенствующей фигурой этой сюиты стал Пророк — предвестник трагических событий, развернувшихся в стране, где к власти пришёл фашизм.
Пророк (1928)
5. К образу библейского героя Самсона Конёнков обращался и в скульптуре, и в графике. Самсон был для него олицетворением русского народа. "Весь мир насилья мы разрушим" — название произведения скульптор взял из пролетарского гимна "Интернационал". В скульптурной композиции аллегорически выражены революционные идеи XX века.
Самсон (1957)
6. Сергей Тимофеевич очень любил русских писателей и музыкантов. Он зачитывался до поздней ночи, вдохновляясь на очередной шедевр, и слушал классическую музыку с упоением. Благодаря этому сегодня мы можем видеть скульптуры с изображением таких великих людей, как В.В. Маяковский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Д. Шостакович, М.П. Мусоргский.
7. Работая над образами деятелей культуры, Конёнков часто на укладывался в рамки портрета и обращался к фигуре в рост (М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский, В.И. Суриков), изображая человека в движении, что сейчас создаёт ощущение присутствия этих людей среди нас.
8.
9. Один из вариантов надгробной плиты архитектору А.В. Щусеву.
10. Портрет Ф.М. Достоевского — это самое значительное произведение С.Т. Конёнкова, удостоенное Гран-при в Брюсселе в 1958 году. Образ Достоевского не покидал скульптора в годы его зарубежной жизни. "Я думал о Достоевском как о могучем мыслителе, находящимся рядом со мной. Кто ещё, как он, понимал и ненавидел зло, кто, как он, мог проникнуться людскими страданиями".
Ф.М. Достоевский (1933)
11. У Конёнкова было три встречи с Львом Толстым в студенческие годы. Скульптора всегда привлекало величие натуры писателя. После посещения музея-усадьбы "Ясная поляна" С.Т. Конёнков создал мраморный бюст Толстого.
Л.Н. Толстой (1953)
12. Скульптурный портрет А.С. Пушкина — авторское повторение работы 1937 года, года 100-летия великой печали России — гибели Пушкина.
А.С. Пушкин (1950)
13. Скульптор писал: "В голове закружились пушкинские строфы. Я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел. но это был мой Пушкин".
14. Портрет Максима Горького был создан с натуры в 1928 году в Сорренто (Италия). Это самое правдивое и глубокое изображение писателя в скульптуре. "Все, кто видел бюст, находят его сделанным великолепно и очень похожим на оригинал," — писал А.М. Горький.
А.М. Горький (1928)
15. С Маяковским Конёнков встречался в первые годы революции на митингах, выставках, вечерах. "Я лепил своего Маяковского — человека большого сердца", — писал скульптор.
В.В. Маяковский (1947, 1956)
16. К революционной теме относятся варианты голов к памятнику "Степан Разин с ватагою". Выполненный в дереве памятник выставлялся на лобном месте в Москве и носил временный характер. В 60-е годы С.Т. Конёнков создал монументальную группу "Степан Разин", установленную в Ростове-на-Дону.
Бурлак и Степан Разин (1919)
17. Барельеф, эскиз которого представлен в экспозиции, был установлен на Сенатской башне Кремля у могил революционеров, погибших в дни Октября.
Эскиз мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918 год)
18. Скульптурный портрет в рост художника Сурикова.
19. С.Т. Конёнков создал интереснейшую галерею портретов учёных. Чарльз Дарвин был выполнен по заказу Академии наук.
Чарльз Дарвин (1954)
20. Одна из самых ранних работ — "Читающий татарин", была создана в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Читающий татарин (1895)
21. Собирательный образ текстильщицы был выполнен Конёнковым после посещения текстильного комбината в Твери.
Текстильщица (1959)
22. Экспозиция на втором этаже представляет в основном ранние работы мастера, сказочных персонажей, фантазийную мебель и фигуры, сделанные С.Т. Конёнковым из пней, коряг и ветвей деревьев.
23. При входе на второй этаж находится необычный автопортрет в образе "Ваятеля". С.Т. Конёнков создал его за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева. Когда Коненков отправлял "Ваятеля" в Смоленск, трогательно простился с этой скульптурой.
24. Зал второго этажа украшают прекрасные женские образы. Они наполняют пространство зала чувством красоты и гармонии, а "Пан, играющий на дудочке", сопровождает их потрясающий танец.
25. Конёнковская мебель возникла не случайно. Поводом послужил странный. с точки зрения скульптора, обычай американцев избавляться под Новый год от старой, часто добротной мебели. Это так поразило мастера. что он решил создать свою вечную мебель, которая не будет зависеть ни от какой моды. Вековые деревья парка Нью-Йорка, упавшие во время бури, послужили материалом для сказочной мебели.
26. На первом плане слева — скульптура "Примитив" (1915). Она выполнена в манере греческой архаики: формы обобщены, лицо тронуто подцветкой.
27. Эта работа Конёнкова — его отклик от встреч с античной скульптурой Греции.
28. Каждая из скульптур Конёнкова — часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. В центре скульптурной группы — один из ранних шедевров Конёнкова. Это Айседора Дункан — выдающаяся американская танцовщица. Скульптор был восхищён её искусством и отразил в скульптуре вдохновенный порыв, стремительное движение тела в танце. На втором плане — две женские фигуры, воплощённые в прекрасной пластической форме — "Девушка" (1915) и "Девушка с кукурузой" (1962).
Айседора Дункан (1916)
29. Мастер просто обожал тему сказки, волшебства и мифологии, и множество потрясающих работ доказывают это. Здесь есть сказочные животные и птицы, сделанные из дерева, и прекрасная Наяда — водная царица и дочь самого Зевса.
30. Неразрывная связь с родной природой, преданиями вдохновила мастера на создание совы-ведьмы, одной из ранних сказочных скульптур. Сергей Тимофеевич часто наблюдал этих занятных птиц, зарисовывал их, а фантазия скульптора соединила облик совы с колдовским образом ведьмы.
Сова-ведьма (1909)
31. Птица Сирин в русской мифологии — птица счастья. На могиле М.М. Пришвина стоит изваянная из камня Птица Сирин. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строчка Пришвина будет дарить людям счастье.
Птица Сирин (1956)
32. Жена и друг скульптора, его модель и муза — Маргарита Конёнкова. Об этой необыкновенной женщине — русской Мата Хари, я рассказывала.
М.И. Конёнкова (1936)
33. В студенческие годы скульптор декламировал бунтарские стихи Тараса Шевченко, распевал "Заповит". В 60-е годы посетил Канев, родину поэта.
Т.Г. Шевченко в ссылке (1957)
34.
35.
36. Ещё один прекрасный образ — "Крылатая".
Крылатая (30-е годы)
37. В Москве Конёнков жил на Тверской в одном доме с известными музыкантами. Многих он запечатлел в запоминающихся и выразительных образах.
Д.Д. Шостакович (1949)
38. Н.В. Плевицкая — звезда русской эстрады начала XX века, исполнительница русских народных песен, была известна Конёнкову по личным встречам, концертам в Москве и Нью-Йорке в десятые и двадцатые годы прошлого века.
Н.В. Плевицкая (1925)
39. В мире всего два музея скульптора С.Т. Конёнкова: один — в Москве, а другой — в Смоленске. Хочу заметить, что смоленский музей произвёл очень приятное впечатление. Он нисколько не уступает московскому, а в в чём-то и значительно превосходит его, а именно — в удачном освещении, в том, как сгруппированы скульптуры, в подаче информации о работах и жизни скульптора.
При подготовке публикации использована информация, представленная в музее.
published on
Запись
Комментарии (0)