О Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка, строившем в начале XX века богатые особняки на продажу, я уже рассказывала. А теперь хочу показать один из самых красивых образцов в стиле франко-бельгийского модерна, возведённый обществом Якова Рекка на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы. Обычно этот особняк называют по имени владельца — особняк Миндовского, но мне кажется, что правильнее называть его по имени архитектора — особняк Кекушева.
В 1903 году обществом была куплена старая дворянская усадьба Д.Г. Волчкова на Поварской. Участок был разделен на две части, и на них по проекту архитектора Кекушева в 1904 году были выстроены особняки (№№ 42б, 44). Лев Николаевич Кекушев, по мнению современников, был самым ярким архитектором европейского направления. Когда в 1899 году был проведён международный конкурс на строительство отеля мирового уровня, каким должен был стать "Метрополь", Кекушев получил первую премию, хотя рассматривались по меньшей мере 20 проектов, считая лондонские и парижские.
Но покупателя на дорогую виллу искали довольно долго. Только через пять лет особняк на Поварской купил крупный текстильный фабрикант Иван Александрович Миндовский. Он был одним из владельцев "Товарищества Волжской мануфактуры". И.А. Миндовский жил в своём новом особняке недолго. Он умер в 1912 году, и особняк унаследовали его дети. А в 1918 году особняк был национализирован. В 1924 году в здании разместилась Шведская миссия, а затем вплоть до 1970-х годов особняк являлся резиденцией посла Швеции в СССР. С 1972 года здесь расположено посольство Новой Зеландии.
1. Фасады особняка решены в разных художественных приемах. Композиционный центр фасада на Поварской — большое окно из трёх частей с балконом, увитым гирляндой из цветов и листьев. Над окном полукруглое панно, изображающее фигурки детей, занятых различными творческими занятиями. Один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем задумался над листом бумаги. Панно находится под арочным аттиком. Раньше аттик венчала статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, но она была утрачена во время Великой Отечественной войны. Справа на углу здания на втором этаже — зимний сад с почти сплошным остеклением. Стекла были покрыты орнаментом, выполненным в технике кислотного травления. Большинство стекол было утрачено в войну, сейчас осталось лишь несколько штук.
2. Один из элементов украшения дома — розетка.
3. Вход в особняк расположен с заднего хозяйственного двора.
4. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера.
5.Эркеры венчают женские головки.
6.
7. На задний дворовый фасад выходит витражное окно большой лестницы.
8. Сверху — стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над женской головкой с опущенными глазами.
9. Даже дымоход выполнен в стиле модерн.
10. Окна первого этажа, слева большое окно вестибюля. При желании его можно было переделать во входную дверь. Между окнами — памятная доска.
11. На служебном корпусе со стороны Скарятинского переулка тоже укреплена памятная доска.
12. Стильно оформлен и задний хозяйственный двор — красивые ворота в стиле модерн, створки которых — крылья бабочки, светильники — жуки-светлячки.
13. Сейчас в здании конюшни находится гараж.
14. Фронтон конюшни или гаража украшает очень изящная голова лошади.
15. Вот такой элегантный дом стоит на Поварской.
published on
Запись
Комментарии (0)