Главными работами Флегонта Флегонтовича Воскресенского, принесшими ему известность и признание в Москве, стали эффектные особняки Н.Н Медынцева и Л.И. Гельтищевой. Эти здания были созданы Воскресенским в стиле модерн, а его индивидуальный почерк особенно ярко проявился в оформлении фасадов.
1. В отделке особняков можно заметить общие черты: обе постройки невелики по размеру, при этом очень нарядны. Подробно о доме Гельтищевой уже рассказывала.
2. Особняк в Померанцевом переулке, № 6, был построен в 1907 году для купца Николая Николаевича Медынцева, принадлежавшего к большому купеческому роду Медынцевых, берущему свое начало из города Медынь Калужской области. Медынцевы были и московскими домовладельцами, в разное время в Москве им принадлежали особняки, доходные дома. Н.Н. Медынцев был коллекционером и собирателем. Он планировал разместить в новом особняке свои богатые коллекции фарфора, картин, мебели и других произведений декоративно-прикладного искусства.
3. Согласно правилам модерна, особняк Медынцева в плане ассиметричен, особенно это заметно, если смотреть на расположение главного входа по отношению к арке с тремя окнами. Правая часть дома короче, она насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая часть дома более длинная, и несет на себе гораздо меньше архитектурных украшений, что уравновешивает общее впечатление от дома.
4. Сначала дом Медынцева был выкрашен в бирюзовый цвет, а затем его перекрасили в бледно-желтый. В оформлении дома архитектор использовал разнообразный декор — это и различные по форме наличники окон, и висящие небольшие колонки, украшающие вход в особняк, лепнина и яркое мозаичное панно над входом.
5. Дом Гельтищевой, построенный двумя годами раньше, имеет характерную для модерна асимметричную композицию и растительные мотивы в декоре. Фасад украшен витыми решетками, резной лепниной, полихромной мозаикой. Стилистическую принадлежность дома к модерну подчеркивает и использованная в облицовке фасада керамическая плитка, покрытая глазурью — так называемый "кабанчик". Этот материал характерен для оформления московских зданий в стиле модерн. Для облицовки была использована плитка бирюзового цвета, в сочетании с двумя дополнительными цветами — жёлтым и розовато-коричневым.
6. Оба дома украшают майоликовые панно: над аркой входа в особняк Медынцева — панно с розами и осенними листьями, в особняке Гельтищевой мозаика с лилиями размещена над двойным арочным окном и украшает верхнюю часть фасада.
6.
7. В доме Медынцева рельефные изображения чертополоха заполняют тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно. По мнению многих специалистов и знатоков архитектуры, здание построено в стилистике французского модерна Ар-Нуво.
8. Чертополох под окнами первого этажа эркера.
9. Особняк Н.Н.Медынцева хорошо сохранился, не утратив ни одного своего декоративного элемента. Над окнами верхнего этажа тянется фриз из темно-бирюзовой майолики.
10. Фигурная балюстрада расположена над карнизом эркера. Волнообразный аттик с картушем изящно обрамлен ветвями и соцветиями чертополоха.
11.
12. Специалисты считают, что фасад особняка Н.Н.Медынцева весьма близко копирует декор и цветовую гамму доходного дома в Париже, возведенного в 1903 году архитектором Шарлем Клейном. Вероятнее всего, это было условие владельца, Н.Н.Медынцева, известного коллекционера фарфора, который владел апартаментами в этом парижском доме.
Доходный дом архитектора Шарля Клейна в Париже:
13.
14. Обратите внимание на листья и цветы чертополоха вокруг окон дома Гельтищевой — один из любимых мотивов модерна. Имена супругов Гельтищевых — Лидии и Ивана, видны в виде искусно переплетённых букв на фасаде.
15. В 1919-м в доме Медынцева открыли Пролетарский музей, и трудящиеся могли рассмотреть вещи Медынцева, выставленные уже в качестве экспонатов. В 1921 году постройку передали Международному комитету помощи голодающим России во главе со знаменитым норвежским полярником Фритьофом Нансеном. А в 1923-м советское правительство отказалось от международной помощи и закрыло нансеновскую организацию.
Вскоре особняк Медынцева арендовало посольство Франции и продержалось там до 1938 года. После этого здание занимали научные лаборатории, которые уже в наше время превратились в Институт мозга человека им. Н. Бехтеревой. С 1954 по 1955 годы в особняке жил председатель Совета министров СССР Георгий Маленков. Далее, все 1960-е годы здание принадлежало посольству Кубы, потом — посольству Гвинейской Республики. Сейчас, кто в домике живёт, неизвестно.
Архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский (1859-1926) — старший брат Сергея Флегонтовича, тоже архитектора, более известного своими церковными постройками зодчего, и сын известного инженера, строителя гидросооружений на Волге и богаделен. В 1874-1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчеств, по окончании получил звание классного художника архитектуры. Начал самостоятельную архитектурную практику с конца 1880-х годов. Вступил в Московское архитектурное общество в 1905 году. Имел обширную частную практику в Москве. В 1910-х годах работал архитектором Страхового общества "Россия", выполнив для него несколько крупных проектов. После Октябрьской революции Ф.Ф. Воскресенский архитектурной практикой уже не занимался.
published on
Запись
Комментарии (0)