История Вильнюса, как и любого другого города, расположенного на перекрестке торговых путей, культур и религий, была очень богата на события. Первые упоминания о нем относятся к XIV веку, когда Гедимин перенес сюда столицу Великого княжества литовского, затем Вильнюс был польским, немецким и русским городом. Его многократно жгли и разрушали, жителей вырезали и выселяли, несколько раз менялся национальный и религиозный состав населения. В итоге вихрь истории оставил на месте современной литовской столицы богатое мультикультурное наследие, о котором и пойдет речь в сегодняшнем посте.
Как и все города того времени, средневековый Вильнюс являл собой крепость, окруженную со всех сторон высокой стеной, защищавшей от неприятеля. До начала XV века территория Вильнюса ограничивалась стенами Верхнего и Нижнего замков. Однако после Грюнвальдской битвы 1410 года, в результате которой главная внешняя угроза была ликвидирована, ВКЛ стало гегемоном Восточной Европы, и город начал активно разрастаться вне крепостных стен. Последующие 100 лет никакие опасности столице княжества не угрожали, но в начале XVI века на востоке на стало набирать силу освободившееся от татарского ига Московское княжество. В 1503 году для защиты от нового врага литовский князь Александр начал строить новую оборонительную стену:
В начале XVII века на участке стены у холма Бокшто была построена бастея — оборонительное сооружение, состоящее из башни:
И подковообразного укрепления, предназначенного для артиллерии:
Башня и подкова были соединены тоннелем, который позволял оперативно и незаметно перемещаться между объектами:
В результате многочисленных войн с восточным соседом бастея была разрушена, а после вхождения Вильнюса в состав Российской империи была разрушена вся оборонительная стена, на месте бастеи образовался пустырь, а позже — свалка. Восстановительные работы здесь начались только в 1966 году, к концу 1980-х бастея и часть крепостной стены на холме Бокшто были отстроены заново. В начале 2000-х в городе была объявлена программа «Исчезнувший Вильнюс» в рамках которой планируется реконструкция утраченных и консервация оставшихся исторических объектов. Судя по строительному инструменту на площадке, реализация программы идет полным ходом:
На подкове висит люлька с рабочими — что-то активно реставрируют:
Единственными сохранившимися воротами оборонительной стены, построенной Александром, являются Острые ворота или, как их еще называют, Острая брама:
Первое упоминание об этих воротах относится к 1503 году, то есть ко времени начала строительства стены. Чуть позже над воротами был достроен фасад и аттик, декорированный гербом Литвы, поддерживаемым двумя грифонами:
Непосредственно над воротами находится ниша с изображением Христа:
В 1754 году над воротами со стороны города была выстроена каменная часовня:
Считается, что она была построена специально для иконы Божьей Матери, которая теперь называется Остробрамской:
Изнутри стены часовни покрыты обетными дарами — различными предметами, приносимыми в дар богу по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания:
В Остробрамской часовне это в основном серебряные пластины с изображениями сердец, распятий, молящихся людей и выгравированными на них надписями:
Народная тропа сюда не зарастает, икона считается защитницей и покровительницей города:
В 1993 году Остробрамскую часовню посетил папа римский Иоанн Павел II:
Остробрамская часовня соединена галерей с костелом св. Терезы:
Нынешнее здание костела было построено в середине XVII века при монастыре кармелитов:
Внутри посетителя встречают пышные интерьеры в стиле барокко:
Первое время попасть в Остробрамскую часовню можно было только через главный вход костела, который был частью комплекса мужского монастыря, поэтому вход для женщин туда был закрыт. Позже со стороны Замковой улицы построили отдельный вход, и галереей смогли пользоваться все желающие, независимо от пола:
С другой стороны улицы в то же время был основан еще один монастырь — Свято-Троицкий базилианский. С тех пор его территория много раз перестраивалась и меняла хозяев. От первоначального комплекса остались только ворота в стиле барокко, построенные в 1761 году:
Фронтон верхнего яруса украшен барельефом, изображающим святую троицу — бога отца, бога сына и святого духа:
published on
Запись
Комментарии (0)