Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Худой мир: как достоевский вынужденно дружил с тургеневым

картинка с сайта rutube.ru

В рассказе о противостоянии Тургенева и Достоевского ( ПОЧЕМУ ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ ВОЗНЕНАВИДЕЛ ИВАНА ТУРГЕНЕВА) мы остановились на том, что первый раунд Достоевский проиграл. Дебютный литературный период закончился для него каторжным приговором по делу Петрашевского. От литературной славы певца «Бедных людей» к моменту ареста не осталось и следа.

Меж тем Тургенев только начинал роман с читающей Россией, покоряя публику рассказами цикла «Записки охотника». Достоевский прочтет это произведение целиком только в 1855, и будет вспоминать на исходе жизни: «Записки охотника», едва при мне начавшиеся, и первые повести Тургенева я прочел тогда разом, залпом, и вынес упоительное впечатление».

При этом свежие, не скорректированные возрастом, впечатления Достоевского были не сплошь упоительны. В письме Аполлону Майкову он проговорится, - Тургенев нравится ему больше других писателей, но «при огромном таланте в нем много невыдержанности».

Стремясь вернуться в литературный мир, Достоевский с братом Михаилом затеял издание журнала «Время». И здесь Тургенев стал его неожиданным союзником в борьбе с демократической прессой, прежде всего с «Современником» Некрасова, где политику определяли два Николая — Добролюбов и Чернышевский. Тургенев ушел из редакции «Современника» со скандалом, о чем мы будем говорить в следующих сюжетных арках. Пока нас интересует Достоевский.

Достоевский оказался в эпицентре литературной войны, защищая Тургенева от нападок «Современника», где делали вид, будто писатель не сам ушел, а его выгнали.

Пика противостояние Тургенева с демократами достигло с публикацией «Отцов и детей», где явился граду и миру неоднозначный образ нигилиста Базарова. Достоевскому роман понравился так, что очарованный Тургенев признавался в письме Случевскому: «До сих пор Базарова совершенно поняли только два человека: Достоевский и Боткин».

А как сам относился он к произведениям Достоевского?

«Записки из желтого дома» принял восторженно, а вот в «Преступлении и наказании» оценил первую часть, а вторая, как заметил «отдает прелым самоковырянием».

Безусловно, это не было дружбой, так… сотрудничество, но если Тургенев относился ко всему происходящему ровно, то Достоевский Ивана Сергеевича терпел, расточая похвалы, пока тот был ему нужен.

Худому миру очень способствовало то обстоятельство, что наши герои редко встречались лично. Тургенев сибаритствовал заграницей, Достоевский боролся в Петербурге за литературный заработок, стремясь поднять тираж «Времени».

Он мечтал привлечь в журнал Тургенева, но тот после «Отцов и детей» почти ничего не писал. Несколько лет Иван Сергеевич кормил Достоевского завтраками, обещая журналу повесть «Призраки». Ее он начал еще в 1855, а закончил только в 1863, когда журнал «Время» был закрыт правительством и братья Достоевские затеяли новый проект под названием «Эпоха».

Худому миру благоприятствовала также критика Тургеневым западных порядков, которые тот тогда еще допускал.  В этом смысле показательна встреча гениев в 1862 году, когда Тургенев приехал в Петербург и пригласил Достоевского отобедать. Ставший свидетелем обеда Страхов вспоминал:

«За обедом он говорил с большою живостью и прелестью, и главною темою были отношения иностранцев к русским, живущим за границею. Он рассказывал с художественной картинностью, какие хитрые и подлые уловки употребляют иностранцы, чтобы обирать русских, присвоить себе их имущество, добиться завещания в свою пользу»

Безусловно, эти рассуждения все больше проникающийся имперским мышлением Достоевский слушал внимательно, но как личность творческая Тургенев находился вне сферы его интересов. То и дело поторапливающий нужного автора с «Призраками», получив рукопись, он ее даже не прочел. Журнал «Время» был закрыт, а без журнала, нужда читать Тургенева пропала. Тем паче, рукопись очутилась у Достоевского в Баден-Бадене, где более интересных развлечений пруд пруди. В письме к брату он признается, - Тургенев «давал мне читать «Призраки», а я за игрой не прочел, так и возвратил не прочтя». Брат Михаил как раз получил разрешение на издание нового журнала взамен закрытого и просто взвыл от отчаяния: «Как жаль, что ты не взял «Призраки» Тургенева. Ты такого маху дал, что я и сказать тебе не могу. Знаешь ли ты, что значит теперь для нас Тургенев? ...Если можно, на обратном пути заезжай в Баден и исхить у него повесть. Как бы ни назывался наш журнал, а начать повестью Тургенева — ведь это успех».

Достоевский спохватываясь, опять Тургенева молит: «Пишу Вам откровенно: Ваша повесть и именно в ноябрьском номере для нас колоссально много значит. И потому, если желаете нам сделать огромное одолжение, то вышлите по возможности немедленно «Призраки» в Петербург».

«Призраки» были не самой удачной вещью Ивана Сергеевича, он явно повторял путь молодого Федора Михайловича от громких успехов реальной прозы к не имеющим отзвука мистически-туманным выкладкам. Невнятный сюжет, внимание к душевным движениям в ущерб действию, выспренний слог характерны для этого произведения. Достоевский поддержал «Призраков» именно как знак отхода Тургенева от голого реализма.

Поддержал на миру, защищая произведение, опубликованное в его журнале. Из подполья, однако, Достоевский оценивает «Призраки» в письме к брату так:

«В них много дряни: что-то гаденькое, больное, старческое, неверующее от бессилия, одним словом, весь Тургенев с его убеждениями, но поэзия много выкупит, я перечел в другой раз».

Этот отзыв, однако, еще мягок, по сравнению с тем, как развернется Достоевский впоследствии, выводя Тургенева в романе «Бесы» в образе рисующегося писателя Кармазинова. Там он, включив весь яд сарказма, по клочкам разнесет тургеневские «Призраки» и кокетливое «Довольно!».

«Представьте себе почти два печатных листа самой жеманной и бесполезной болтовни... 

Тема… Но кто ее мог разобрать, эту тему? Это был какой-то отчет о каких-то впечатлениях, о каких-то воспоминаниях. Но чего? Но об чем?»

Прежде, чем перейти к ссоре Тургенева и Достоевского, которая развела обоих по разные стороны баррикад, нужно затронуть еще один аспект их отношений.

А именно материальный.

О нем мы и поговорим в следующем посте.

А первая сюжетная арка о брани Тургенева здесь:

БОГАТАЯ ЗОЛУШКА И РАЗОРЕННЫЙ ПРИНЦ: БРАК ПО РАСЧЕТУ

ДЕТСТВО ПОД СВИСТ РОЗОГ

ПОЧЕМУ ТУРГЕНЕВ СТАЛ ЗАПАДНИКОМ

ДЕСПОТИЧНАЯ МАМА, КОТОРУЮ НЕ СЛУШАЛИСЬ СЫНОВЬЯ

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ДАВАТЬ СЫНОВЬЯМ ДЕНЕГ? СПОЙЛЕР: СМЕРТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ


Источник: ХУДОЙ МИР: КАК ДОСТОЕВСКИЙ ВЫНУЖДЕННО ДРУЖИЛ С ТУРГЕНЕВЫМ
Автор:
Теги: брань Тургенева литература

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства