"А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ..."
24 октября отмечает день рождения Андрей Мартынов (1945), актер, которого прославила первая же роль в кино. Старт вышел таким мощным, что ничего приближающегося по силе к дебюту ему больше сыграть не удалось.
Мартынов нарезал круги возле актерской профессии с детства. В 16 лет его способности даже поразили гастролеров МХАТа, но на экзаменах в школу-студию при театре парня срезали. В Щукинское училище он экзамены сдал, но не прошел возрастной ценз, - туда брали только с семнадцати лет.
В 1963 Мартынов поступил в ГИТИС, откуда его со второго курса забрали в армию. Только в 1970-ом Мартынов получил диплом.
В это время режиссер Станислав Ростоцкий готовился к экранизации бестселлера Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Старшину Васкова должен был играть Вячеслав Тихонов, с которым Ростоцкий сделал такие картины как «Дело было в Пенькове» и «Доживем до понедельника». Но Тихонов оказался плотно занят на съемках «Семнадцати мгновений весны». Тогда Ростоцкий решил задействовать новые, незасвеченные лица. Среди прочих на кастинг попал Андрей Мартынов.
Он опять не подходил по возрасту. В книге старшине Васкову было тридцать два года, а Мартынову едва исполнилось двадцать шесть. Правда, выглядел он старше, а при усах молодость его вообще не просматривалась.
Васков удался Мартынову на все сто: русский солдат, простодушный, способный и ложку выточить и фрицев вокруг пальца обвести. Самое главное он понравился всем и сразу, - и широкому зрителю, и кинематографическому начальству. За старшину Васкова Мартынова наградили премией Ленинского комсомола и вручили Госпремию.
Съемки при этом шли сложно. По признанию Мартынова он не разговаривал с Ростоцким, который боясь провала, пытался убрать из картины то одну актрису, то другую. Незадолго до «Зорей…» он снял «Героя нашего времени», который провалился в прокате, в чем режиссер обвинял исполнителя роли Печорина Владимира Ивашова. Теперь ему казалось, что Мартынов, или Драпеко тоже не вытянут, испортив его замысел.
После съемок и триумфа отношения наладились и Ростоцкий пригласил Мартынова на маленькую роль в «Белый Бим, Черное ухо», где роль главную играл Тихонов.
"ВЕЧНЫЙ ЗОВ"
Сразу после старшины Васкова Мартынов получил роль Кирьяна Инютина в многосерийной эпопее «Вечный зов». Она и стала его второй визитной карточкой.
Но вообще с кино у Мартынова складывалось средне, хотя снимался он бесперебойно. Во-первых, его типаж использовали для картин, действие которых происходило в прошлые времена: «Капитанская дочка» (1978); «Крепыш» (1981); «Василий Буслаев» (1982); «Гулящие люди» (1988); «Царь Иван Грозный» (1991). Во-вторых, любили надевать на актера военную форму: «Через Гоби и Хинган» (1981); «Без права на провал» (1984); «Битва за Москву» (1985). В 1982 он получил Госпремию имени братьев Васильевых за производственную драму «Факты минувшего дня», потом стал лауреатом премии КГБ за фильм «Синдикат-2». В 1985 Мартынов играл главную роль в совместной постановке с Кореей «Секунда на подвиг» о лейтенанте советской армии, защитившим от брошенной гранаты Ким Ир Сена.
"ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ" (В РОЛИ МАЛЮТЫ СКУРАТОВА)
Актер мог не жаловаться на репертуар, но роли подобной старшине Васкову в его карьере больше не случилось. С другой стороны, такая роль появляется на кинорынке далеко не каждый год и удача сыграть подобное хотя бы раз.
В новой реальности, когда кино кончилось, Мартынов занялся дубляжом. Именно его голосом говорит Оскар Шиндлер в блокбастере Стивена Спилберга. Постепенно, в силу возраста, с профессией он завязал. Живет одиноко, ибо с женой-иностранкой развелся, оставив ее, сына и внуков за границей.
Можно пожелать лишь долгих лет и здоровья.
Комментарии (0)