29 июня церковь празднует день памяти преподобного Моисея Оптинского.
Богата земля русская монастырями. Есть среди них обители неприметные, мало кому известные, но имеются и такие, что всегда у всех на слуху, куда десятки лет не зарастает тропа, протоптанная многочисленными паломниками. Псково-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Покровский женский монастырь в Москве, монастырь в Дивеево – и не счесть этих жемчужин отечественного православия. Одной из самых значительных является, конечно же, Оптина пустынь, прославившаяся подвизанием в ее стенах в свое время оптинских старцев. С данным монастырем тесно связано имя Моисея Оптинского.
Происхождение и детство святого Моисея Оптинского.
Моисей Оптинский, в миру – Тимофей Иванович Путилов, родился 15/28 января 1782 года в Ярославской губернии, городе Борисоглебске. Он появился на свет в семье благочестивых православных христиан Ивана Григорьевича и Анны Ивановны. Отец будущего святого рано потерял собственных родителей, из-за чего быстро проникся любовью к Богу и молитве. Он трудился сборщиком налогов. Хозяева ценили честного работника. Иван Григорьевич Путилов отличался острым умом, грамотностью и набожностью.
Мать Тимофея была очень добрая. Особенно проявляла она милость к нищим и обездоленным людям.
Анна Ивановна с раннего детства пришла к Богу, стала посещать храм. Этому способствовало влияние на девочку родного дедушки ребенка – иеродьякона монастыря.У Ивана Григорьевича и Анны Ивановны Путиловых росло 10 детей, трое из которых – сыновья. Моисей Оптинский являлся третьим среди отпрысков указанного семейства. Он, как и его братья, воспитывался в монашеской строгости, посему ничего нет удивительного в том, что все трое с младых лет мечтали вести в будущем подвижническую жизнь. Отец обучил сыновей грамоте, не доверяя детей опыту наставников в училище, а также из-за страха перед возможным пагубным влиянием сверстников.
Духовный путь святого Моисея Оптинского.
Когда юноше исполнилось 19 лет, он по наущению отца вместе с младшим братом Ионой отправился в столицу, где оба должны были поступить на работу к одному знакомому купцу. Там, в условиях богатой духовности города, отроки почувствовали в сердцах своих еще большее рвение к тому, чтобы положить жизнь свою на служение Христу. Тимофей и Иона запоем читали духовные книги, посещали местные монастыри, знакомились с подвижниками, проживавшими в обителях, с их бытом и устремлениями. Особенно большое значение для будущего святого имели беседы со старцами Александром и Филаретом, а также старицей Досифеей.
В 22-хлетнем возрасте (а Ионе тогда было 18 лет) Тимофей вместе с братом решили окончательно отойти от мира. Они выбрали свой путь – он лежал в Саровскую пустынь. Молодых людей пугала вероятная реакция отца, посему юноши уже по прибытии в Саров известили родителя о своем общем твердом намерении стать монахами. Как они и предполагали, Иван Григорьевич страшно рассердился, получив письмо, и велел отпрыскам возвращаться тотчас домой. Однако те проигнорировали ярость отца и остались при своем мнении, лишив его общения с собой на 2 с лишним года.
Все это время родитель провел на больничной койке. В итоге Тимофею сообщили, что Иван Григорьевич при смерти, и тот поспешил к отцу, дабы успеть попросить прощения за ослушание. Он получил-таки благословение родителя на ведение им жизни в монастыре. В Саров после смерти отца Тимофей не вернулся, брат же его остался там. Моисей Оптинский стал послушником Свенского Успенского монастыря, что относился к Орловской епархии. Близ обители раскинулись леса, где проживало множество пустынножителей. Тимофей присоединился к этим подвижникам в возрасте 29-ти лет, то есть в 1811 году.
Основание скита.
Десять лет провел святой в среде уединившихся пустынножителей. Он принял монашеский постриг с именем Моисей – был назван так в честь преподобного Моисея Мурина. Оба избранника Божия имели такие черты в своих характерах, как кротость, гостеприимство, любовь к одиночеству. Моисей Оптинский вместе с единомышленниками обитал в лесу, проводил свои дни в беспрестанной молитве, соблюдал все посты, правил церковную службу, переписывал полууставом Священное Писание, занимался рукоделием и огородничеством. Питались пустынножители скудно: их рацион составляли репа, ягоды, грибы, которые подвижники собирали и выращивали сами, да иногда крупа, хлеб, масло, что высылали им добрые люди.
В 1812 году отец Моисей временно покинул обжитые места, удалившись в Белые Берега и Свенск в связи с нападением французов. В 1816-м к нему присоединился младший брат Александр, который стал спустя 4 года монахом с именем Антоний. Наставником новоиспеченного инока на протяжении всей жизни являлся Моисей Оптинский. К слову, последний, за годы существования в пустыне, приобрел такие личностные качества, как терпение, внимание, сосредоточенность.
1820 год – отец Моисей посетил Оптину Пустынь, где познакомился с первосвященником и архипастырем Калужским Филаретом. Последний подал святому богоугодную идею: устроить при Оптиной пустыни скит. Отец Моисей оценил по достоинству блестящую мысль и вскоре вместе с преподобным Антонием, своим братом, поселился при обители, на монастырской пасеке. Они стали рубить лес, подготавливая участок для будущего скита, затем поставили деревянную ограду, и через некоторое время на том месте вырос храм. Церковь освятили в 1822 году, тогда же отец Моисей был рукоположен в иеромонахи. Так он стал духовником Оптины, а спустя три года – ее настоятелем.
Моисей Оптинский целых 37 лет служил в данном качестве и совершенно преобразил основанную им обитель. Монастырь был многонаселенным, земля при нем – удвоена. Рядом послушники развели фруктовые сады, устроили подсобное хозяйство. Что касается непосредственно самой обители, то она обзавелась еще двумя храмами, гостиницами, монастырской библиотекой, корпусами с келиями, заводами, складами и даже мельницей. Благодаря этому изобилию бедные люди могли зарабатывать себе на жизнь.
Отец Моисей принимал в монастырь нищих, больных и обездоленных – всех, кому требовалась помощь. Он много денег тратил на обустройство несчастных, посему к концу жизни совсем не имел сбережений. Отношения Моисея Оптинского братией были проникнуты взаимопониманием. Ко всем без исключения людям святой испытывал любовь, не заостряя своего внимания на их недостатках.
Кончина и мощи Божьего избранника Моисея Оптинского.
Так в трудах и многочисленных попечениях проходила жизнь подвижника. Весной 1862 года он заболел – на спине образовался карбункул, доставлявший много страданий старцу. Это время было омрачено еще и доносом на него, поступившим от некоторых братий. Узнал он об этом в мае, во время последней поездки в Калугу для поздравления преосвященного владыки Григория, уже будучи болен. Это горькое известие повлияло на состояние старца.
В конце мая болезнь усилилась, к ней добавилась водянка. Отец Моисей каждый день приобщался Святых Тайн. Состояние становилось всё более тяжелым, но и тогда настоятель старался по мере сил заниматься делами обители.
6 июня архимандрита Моисея постригли в схиму с сохранением прежнего имени. Весть о пострижении в схиму и о приближающейся кончине отца Моисея собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее благословение.
14 июня отец Моисей попросил вынести из келлии все вещи и поставить перед ним большой образ святителя Тихона Задонского, который так и находился перед ним до самой кончины, последовавшей в день тезоименитства святителя. 15-го старец с трудом сделал благословляющий жест ослабевшей рукой. В это время одному из духовных чад во сне было видение, в котором отец Моисей благословлял всех членов его семьи.
По воспоминаниям, в эти последние дни «открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: больной старец, подозвал к себе келейника и сказал: «Спроси, что это за женщина? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно, долго стояла женщина, которая, получив образок для себя, не хотела удалиться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен», – и келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке. Другому же посетителю, к немалому его удивлению, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, преподобный Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова эти сбылись в точности – в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесен в церковь».
16 июня, в десятом часу утра, когда читались слова Евангелия от Матфея: «Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его» (Мф.16:27), отец Моисей тихо отошел ко Господу.
Обитель, многочисленные богомольцы прощались с настоятелем. 19 июня, после Божественной литургии, при большом стечении народа состоялся чин отпевания, а затем погребение архимандрита Моисея. Его похоронили в Казанском соборе.
Жизнь настоятеля архимандрита Моисея была ежедневным подвигом, это было очевидно уже для его современников, как ни старался он скрывать свои добродетели. В жизнеописании, составленном после кончины старца братией, говорится: «Всю жизнь отца архимандрита можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Как ни высоко это слово, для него оно было и делом. Во всем – в попечениях об устройстве и содержании обители, в управлении братством и нравственной его поддержке, во всех своих благонамеренных предприятиях, во всем возлагался он на Господа с полною верою и упованием, все случавшееся с ним принимал как от Господа: скорбное – как посланное для пользы душевной, утешительное – как знак Отеческого милостивого промышления. „От Него, Создателя, – говорил он, – бытие наше, Им живем и движемся, и от Него всякое благо и всякий дар"». Эти слова старца – его живой завет и всем нам.
Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16/29 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.
Но не оставил преподобный обители и по смерти своей явил чудеса. Случилась в монастыре беда: девица Надежда, черпая горячую воду из котла для стирки белья, поскользнулась и упала в котел, сильно вся обварилась, но два дня еще была жива и в памяти и, напутствованная всеми Таинствами, тихо скончалась. Перед погребением Надежды одна скотница в тонком сне видит преподобного Моисея в мантии, с посохом, идущего в церковь, куда была вынесена новопреставленная. Принявши благословение у настоятеля, скотница спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?» А он отвечает: «Иду Надежду проводить».
Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония схимонах Нестор и игумен Марк разломали склеп и обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, они увидели, что тело его осталось нетленным…
Тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие Моисее, дух твой.
Кондак, глас 2:
Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / Моисее, отче наш, / моли непрестанно о всех нас.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.
Молитва:
О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Моисее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии (0)