1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца.
Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения — тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему — Роман Сладкопевец.
Жизнь святого Романа Сладкопевца:
Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой — греками, по третьей — иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.
Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.
Неприятное происшествие:
Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.
К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство — начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.
Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.
Получение дара:
Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.
Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.
День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак.
Текст его сегодня известен всем православным христианам:
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».
Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.
Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.
С той поры жизнь преподобного сильно переменилась — разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».
Следует отметить, что не только кондаки составлял святой. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.
Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений — акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.
Преподобный Роман трудился учителем пения, служителем церкви и церковным поэтом до самой своей смерти. Скончался он около 556 года.
Послесловие:
Преподобный Роман Сладкопевец удостоился весьма громких титулов как невероятно плодовитый на произведения сочинитель. Буви называл его не иначе, как «Пиндар ритмической поэзии». Крумбахер именовал Романа одним из великих поэтов византийской эпохи. Но, несмотря на неприкрытое восхищение, адресованное преподобному, на смену созданному им стилю составления песнопений пришел другой, плодами которого явились каноны. Имя же автора известных и поныне кондаков и акафистов оказалось благополучно и совершенно незаслуженно забыто.
Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает:
С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.
В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.
Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.
Молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу.
Молитва 1
Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва 2
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святому преподобному Роману Сладкопевцу ТРОПАРЬ, ГЛАС 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Романе премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
КОНДАК, ГЛАС 8
Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная.
Комментарии (0)