При изучении жития одного из самых сильных святых нашего Отечества, а именно преподобного Сергия, игумена Радонежского, становится очевидным достаточно важный факт: безмерно велико было количество людей, так или иначе взаимодействовавших с подвижником при его земной жизни. Это не только родственники, друзья, ученики, коллеги, но и представители различных сословий, случайные субъекты, а также многочисленные собеседники. В число последних входил среди прочих и преподобный Стефан Махрищский. Вам ни о чем не говорит это имя? Тогда настоящий материал просветит вас, познакомив с житием указанного святого, память которого чествуется Православной Церковью ежегодно 27 июля.
Жизнь преподобного Стефана Махрищского в Киево-Печерской Лавре.
Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он появился на свет в начале XIV века в благочестивой семье. Родители будущего святого жили в соответствии с христианскими обычаями и догмами, потому были людьми богобоязненными. По данной причине как только сын вступил в пору отрочества, они пожелали обучить его Закону Божьему. Так Стефан Махрищский познакомился с премудростью книг духовного содержания. В итоге он преуспел и в чтении, и в письме.
Будущий подвижник рано возлюбил Бога всем своим сердцем и принял монашеский постриг с тем именем, которое уже нам известно (о мирском, увы, сведений не сохранилось). Он подвизался на служение в Киево-Печерской Лавре. Там подвижник постепенно приучился к воздержанию от мирских страстей, строгому посту, непрестанной молитве, кротости, смирению, одним словом – ведению иноческого образа жизни без малейшего ропота. Братия монастыря прониклась к Стефану Махрищскому искренним уважением и любовью, покоренная его послушанием и добротой сердечной.
Среди современников подвижника, также служивших Богу в стенах Киево-Печерской Лавры, были такие святые, как затворники Лаврентий и Руф, диакон Макарий, святитель Арсений Тверской, преподобный Силуан схимник, воин Тит, святитель Дионисий Суздальский и др. Почти все они на сегодняшний момент почивают в Дальних пещерах древнего монастыря.
Своя обитель.
Жизнь Стефана в Киево-Печерской Лавре продлилась до середины XIV-го столетия. Затем святой покинул родные стены и отправился в Москву. Историки полагают, что такой поступок Стефана Махрищского был вынужденным, вызванным начавшимся к тому времени притеснением православных христиан на юге Руси униатами. Пришедший в Москву подвижник получил благословение митрополита Феогноста, после чего стал пустынножителем. Он мог бы жить в любом из московских монастырей, тем более, что сделать сие подвижника уговаривал неоднократно великий князь Московский Иоанн Иоаннович Кроткий, но выбрал подвиг уединения, поселившись в дремучем лесу. Это место находилось в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, располагаясь на берегу речушки Махры в Кинельской области. Стефан поставил здесь крест, срубил для себя келью, устроил огородик. Скоро прознали про местожительство святого люди из окрестных деревень и потекли к преподобному нескончаемым потоком. Одни приходили за мудрым советом, другие за благословением. Некоторые захотели обустроиться рядом со Стефаном, дабы разделить с ним тяготы жизни отшельника, и получили на то разрешение старца.
Спустя короткое время святитель Московский Алексий благословил подвижника на освещение храма во имя Святой Живоначальной Троицы и возведения при данной церкви монастыря. Соответственно, Стефан Махрищский получил повышение, став иеромонахом и игуменом новой обители. Со своей стороны уже упомянутый выше князь Московский Иоанн дал подвижнику разрешение на пользование землей и пожертвовал немалые суммы на строительство монастыря.
Так как обитель, управляемая героем данной статьи, находилась недалеко от монастыря, которым заведовал Сергий Радонежский, естественно, что между святыми установился близкий контакт. Имея общие убеждения, они крепко подружились. Часто преподобные посещали друг друга, подолгу беседовали, находя взаимное утешение в таких разговорах. Однажды, расстроенный притеснениями собственной братией, игумен Троице-Сергиевой Лавры отправился к Стефану в Махрищскую пустынь. Встретить его вышли все монахи обители во главе с наставником. Оба святые попросили друг у друга одновременно благословение, после вошли в церковь и по совершении молебна провели много времени в душеспасительных разговорах. Преподобный Сергий несколько дней жил в Махрищской обители. Затем он с одним из иноков последней отправился на поиски подходящего места для возведения монастыря. И нашел-таки: обитель спустя какое-то время выросла на берегу реки Киржач. Ее преподобный Сергий назвал в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В новой обители игумен Радонежский прожил три года.
Преподобный Стефан тоже сталкивался с подобного рода проблемами. Он стал жертвой гонения со стороны крестьян деревни Юрцово – те боялись, что подвижник отнимет у них земли. Эти люди выгоняли святого из Махрищской пустыни, угрожая убийством. Все смиренные увещевания подвижника были бесполезны. И тогда он сделал, как ему велели: поручил монастырь иноку Илии, а сам ушел из родной обители ночью, взяв с собой ученика своего Григория. Долго шли они, пока, наконец, не остановились в удельном княжестве Авнежском. Там, на реке Сухоне Стефаном Махрищским была основана Троицкая Авнежская пустынь. В этом добром деле святому помогли пожертвования богатого местного землевладельца Константина Димитриевича, который в дальнейшем стал монахом обители Кассианом.
Слава о новоявленном монастыре разнеслась во все концы земли русской. Прослышал об устроении обители и сам князь Димитрий Донской. Он пригласил Стефана в Москву и пожаловал подвижнику земельные угодья. Также есть сведения о многочисленных беседах, происходивших между князем и старцем. Кстати, именно Димитрий Донской способствовал возвращению Стефана в его родную Махрищскую пустынь, где святой исполнял долг игумена до конца своих дней.
Кончина святого преподобного Стефана Махрищского.
Будучи уже убеленным сединами глубоким старцем, Стефан Махрищский осознал, что вскоре душа его покинет бренный мир. Перед смертью преподобный успел дать наставление братии и при свидетелях поручил управление монастырем священноиноку Илие. Святой скончался 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. Тело его предали земле у стены срубленной им церкви. Во время погребения от мощей преподобного исходил дивный аромат, из чего братия поняла: их духовный отец – святой. Это осознание укрепило в монахах веру в Бога и стремление продолжать дело старца, выполняя в точности наставления подвижника. К сожалению, последнее строго осуществляли лишь первые преемники святого: игумены Илия и Николай.
Мощи преподобного были обретены при строительстве на месте уничтоженного как-то пожаром храма аналогичной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Над ними соорудили каменную церковь в честь святого, само тело положили в раку. С тех пор люди получают множество исцелений от мощей Стефана Махрищского.
Икона преподобного Стефана Махрищского защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете. Это значит, что святой образ отведет от вашего дома грабителей и недоброжелателей. А всех членов Вашей семьи икона защитит от влияния пагубных страстей.
Святой преподобный Стефан Махрищский покровительствует нареченным именами Стефан и Степан.
Перед иконой святого Стефана Махрищского просят об исцелении.
Молитва, обращенная к преподобному, облегчает страдания больных эпилепсией, параличами. Икона помогает при различных нарушениях речи, а также защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете.
Тропарь преподобному Стефану, глас 8
Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Стефану, глас 8
Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко в рай, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей,/ и души молитвою возводити к божественной высоте,/ темже имеяй дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся преподобне Стефане, постников удобрение.
Величание преподобному Стефану:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Стефану:
Всеблаженне и Преподобне Отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, престолу Ея предстоя с лики святых ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе: услыши молитвы наша и принеси к престолу Триипостасного Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О, благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, Чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники бытии благодатных дарований, ими же тя Бог обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах, и заступник от враг видимых и невидимых; да и мы, богоугодно прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными твоими молитвами, будем наследницы царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти престолу Царя славы. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.
Молитва преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу, составленная игуменом Саввой:
О великий угодниче Божий, отче наш преподобный Стефане! Веруем убо, аще ты и многими веками от нас отдаленный, но любвеобильным твоим духом не отлучаешься от места земнаго твоего подвига, ты с нами грешными всегда пребываешь; мы же, благодарящее о сем Господа, благоговейно покланяемся святым твоим мощам и любезно целуем твой образ. О великий наш ходатай, веруем твоему о нас предстательству и просим тебя со слезами умиления: моли Господа Вседержителя, всем предстоящим во святом храме сем и на всяком месте призывающим тебя на помощь, даровать в настоящей жизни оставление грехов, мир душевный, благое жительство, вожделенное здравие и многия лета; а в будущем веке, удостой нас чад своих узреть тебя лицеем к лицу и услышать о нас вожделенный твой глас: Се аз и дети их же ми дал еси, и да сподобимся купно с тобою предстать престолу Царя небесного и улучить радость конца неимущую, Аминь.
Комментарии (0)