12 июля Православная Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это праздник отмечается на следующий день по окончании Петрова поста.
Вселенская Церковь память Петра и Павла чтит так же, как вместе отмечает память Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тем самым она свидетельствует, что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в жизнь этих апостолов, то увидим, сколь они различны: неграмотный простой рыбак Петр и мудрейший Павел, который был очень учен и знал несколько языков. Петр был женат, а Павел девственник. Петр был самым приближенным учеником Господа, а Павел никогда при жизни Господа не видел и даже с апостолами очень мало общался.
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел Петра ко Христу. Святой был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он отличался особенной преданностью Спасиелю и решительностью.
Сильный и пламенный духом, он первый исповедал Иисуса Христа Господом и Спасителем, то есть Мессией, за что удостоился наименования «камень» (греч. - Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти овец Своих (т.е. Церковь). Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 человек ко Христу. Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что он исцелял больных, своей проповедью приводил тысячи людей ко Христу (Деян. 5, 15). Книга Деяний святых апостолов с первой главы по двенадцатую рассказывает о его апостольской деятельности.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Рождества Христова воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел ангел Божий, оковы спали с Петра и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только единожды в рассказе об Апостольском соборе.
Другие сведения об апостоле Петре сохранились лишь в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил апостола Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви.
Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом благовествовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова.
В то время среди христиан появились и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности. Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Второе Соборное послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».
К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину за Христа в 67 году.
Святой апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев и вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно видны следы знакомства с языческими писателями.
Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника); не удивительно, что сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день принял крещение. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных обращением Савла ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. После попытки эллинистов убить его Савл отправился в свой родной город. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр; с того времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо выступал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел встретил любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним апостолом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 годы), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного волнения апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у острова Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе близ родного Тарса.
Весной 65 года апостол, возможно, посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения апостол Павел был усечен мечом (как римский гражданин) недалеко от Рима в 67 году после Рождества Христова, в двенадцатый год царствования Нерона.
При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Молитвы святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.
Молитва первая.
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая.
О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.
Молитва третья.
О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.
Молитва четвертая.
Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.
Тропарь святым апостолам Петру и Павлу.
Тропарь, глас 4
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.
Величание.
Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшия.
Народные традиции дня Петра и Павла.
В народе у праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла было много названий: Петр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето, Играние солнца, Петры-рыболовы, Рыболов, Петров день, Петровки и многие другие.
На Руси 12 июля считалось праздником рыбаков, ведь до призвания на апостольское служение Петр был ловцом рыбы. На Петров день заканчивался весенний и начинался летний рыболовный сезон. В некоторых областях 12 июля собирали деньги на большую восковую свечу — «Петру-рыболову на мирскую свечу». Свечу ставили в храме перед образом апостола.
Накануне праздника деревенская молодежь шла в поле, гуляла там всю ночь, «карауля солнышко», и встречала рассвет. Как считалось в народе, солнце в день Петра и Павла было особенным: играло разными цветами, переливалось, как радуга.
Собор святых Петра и Павла в Петропавловской крепости.
Собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге начали строить спустя несколько лет после закладки Петропавловской крепости (1703 год). По легенде, Петр I лично определил место для будущего храма, положив в центре крепости крест-накрест сложенные куски дерна.
Первая церковь на этом месте была срублена из дерева. Каменное здание собора возвел итальянский архитектор Доменико Трезини. Строился храм с 1712 по 1733 годы. Первый камень в его основание положил сам император, второй — императрица Екатерина.
Колокольню собора Петра и Павла венчает золоченый 34-метровый шпиль с часами. В 1725 году шпиль украсили фигурой ангела с крестом в руке.
Резной иконостас собора Петра и Павла изготовил в 1721-1725 годах известный архитектор петровской эпохи Иван Зарудный. А иконы для иконостаса писали Андрей Меркурьев и Федор Артемьев.
В 1830 году 23-летний крестьянин из Ярославской губернии Петр Телушкин залез на колокольню, чтобы поправить поврежденный крест, который венчал шпиль. Петр Телушкин вызвался сделать эту работу с помощью веревочной петли: строить леса было слишком дорого. Захлестнув петлю вокруг основания шпиля и обвязавшись ею, он при огромном стечении народа поднялся к самому основанию креста и, сделав необходимый ремонт, благополучно спустился обратно. За этот подвиг Петра Телушкина наградили серебряной медалью «За усердие».
В Петропавловском соборе хранились многочисленные военные трофеи — знамена, оружие, ключи от взятых крепостей и городов. Здесь же расположены гробницы всех русских императоров, начиная с Петра I, за исключением Петра II и Ивана Антоновича.
Крепость Петра и Павла (Петропавловская крепость).
С закладки Петропавловской крепости началась история Петербурга. В 1703 году в устье Невы, на Заячьем острове, Петр I «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновити указал».
Первоначально крепость строили из земли и дерева, а в 1706—1740 годах ее перестроили в каменную. Архитектором выступил итальянец Доменико Трезини. Бастионы и куртины, сложенные из кирпича и камня, были до 12 метров в высоту и 20 метров в ширину. Крепость окружали рвы, заполненные водой.
С 1924 года Петропавловская крепость стала историко-революционным музеем. Сейчас это филиал музея истории Санкт-Петербурга.
Петров день - большой праздник, который имеет как православные, так и народные традиции. В этот день заканчивается череда Купальских праздников и наступает настоящее лето.
Согласно народным поверьям Святой Петр стоит у ворот рая и держит в правой руке ключи от него - пропускает в царство божие праведников и прогоняет грешников.
Почему же именно святому Петру Бог доверил ключи от рая? Да потому, что апостол Петр - старший среди учеников Иисуса Христа, а его означает по-русски камень. А значит, что душа его тверда к грешникам и никакими слезами ее не смягчишь.
Любовная магия в Петров день:
В Петров день девушки дарили своим возлюбленным вышитые собственноручно платочки - этим они показывали, что готовы выйти за парня замуж.
Также в некоторых деревнях очень интересный обычай: девушку, которая "засиделась в девках" отец садил в повозку, надевал ей на голову венок из васильков и вез к дому парня, который ей нравился. Плечи девушки украшал вышитый "рушнык" которым раньше на свадьбах покрывали голову невесте. Привезя свою дочь к дому парня отец становился у крыльца и выкрикивал:
"Моя Маруся (называл имя свой дочери) была бы хорошей хозяйкой в вашем доме. Даю за нее корову, 5 овец и сто пудов хлеба!" (каждый называл то, что собирался отдать в качестве приданого).
На окрик выходила мать жениха, подходила к девушке, снимала с ее головы васильковый венок и надевала вместо него "рушнык". Девушка выходила из повозки и проговаривала: "спасибо, что не спрятали". После этого она шла к себе домой, а отца приглашали во двор, где он договаривался о свадьбе с родителями жениха.
Вообще на Руси Петров день считался мужским праздником. Поэтому, наверное, в этот день и делалась сильному полу такая честь - девушка сама ходила к ним свататься.
Но в этот мужской день и у девушек существовали свои приметы, поверья и обряды.
При помощи народной магии они пытались крепче привязать к себе любимого, просили для своих мужей у апостола Петра здоровья и сил.
Так, в ночь на Петров день жена, когда муж спал, опутывала его ноги красной шерстяной ниткой освященной в церкви еще на Крещение. Эту нитку женщины носили вплетенной в косу до этого праздника. Оплетая ноги она тихонько приговаривала заговор: "как эта нитка мою косу носила, так чтоб и ты, мой муж, носил меня в своем сердце."
Была в этот праздник управа и на гулящих мужей. Если жена подозревала своего благоверного в изменах, то примечала полотенце, которым муж вытерся в первый день на Петров пост и припрятывала его. А в Петров день несла его на перекресток дорог, крестила его там три раза, после чего стирала и давала мужу. Как только он этим полотенцем вытрется, так в тот же миг и думать забудет как к чужим молодухам ходить.
Незамужние девушки в Петров день собирали 12 трав с 12 полей, клали их на ночь под подушку и говорили такой заговор:
«Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и на меня погляди».
Верили, что ночью должен присниться суженый.
Традиции и обряды в Петров день:
Среди народа прижились множество традиций и обрядов на Петров день.
Так 12 июля пастухи обязательно привязывали красную ленту к рогам коров и баранов. Считалось, что такой оберег защитит стада от болезней на весь следующий год.
В Петров день собирали с деревьев последние вишни и обязательно угощали ими нищих у церкви - чтобы в следующем году урожай был богатый.
Пчеловоды на Петра и Павла брали несколько пчел и подрезали им крылья - чтобы улья не украли.
Самые сильные парни с соседних деревень в Петров день устраивали на перекрестке дорог борьбу - чтобы ссор между соседями не было.
Пастухи в этот праздник привязывали к палкам колокольчики и ходили с ними вокруг овчарен - это делалось, чтобы волки к овцам не приближались.
В день Петра и Павла каждый православный обязательно с самого утра приходил в церковь - поздравить апостолов с их праздником и попросить себе крепкого здоровья. После службы все шли на перекресток дорог, на которых обязательно стоял крест, и клали туда что-нибудь из еды, чаще всего пироги с вишнями. А нищие потом разбирали эту еду, восхваляя верховных апостолов.
Приметы на Петров день:
Если дождь пойдет в Петров день - сенокос мокрый будет.
Петр и Павел день убавил, а жару прибавил.
Кто в Петров день найдет цветущий петров крест - тот горя и бед знать не будет.
На Петра и Павла кукушка перестает петь.
Петровка - на хлеб голодовка. (К этому празднику у многих крестьян подходили к концу запасы прошлогоднего хлеба.)
На Петра голодаем, на Спас лакомимся.
С Петрова дня в поле покос.
Дождь на Петра и Павла - урожай худой будет.
Комментарии (0)