Древние традиции предполагают что действие молитвы связано не со словами, произносимыми молящимся, а с чем-то другим.
ело в том, что после редактирования Библии в 4 веке то, что лежало в основе языка молитвы, оказалось утрачено, сохранились лишь сами слова. Впоследствии многие уверились, что сила молитвы заключается именно в произнесении слов. Однако откровения текстов, относящиеся к более древним периодам, вновь и вновь напоминают нам о том, что в самом сочетании гласных и согласных не заключается никакого магического кода, открывающего дверь в иные измерения.
Секрет молитвы – не в словах хвалы, не в речитативе, не в размеренном повторении всевозможных “да будет” и “да и приидет”.
Свитки Мертвого моря ясно говорят о том, что главное в молитве — намерение, ибо, если слова “произносятся только устами, они – мертвый улей… который не даст нам меда”.
Слово неизреченное. Сила молитвы состоит в том, что невозможно передать в речи или на бумаге – в чувстве, с которым мы произносим молитвенные формулы.
Именно чувство, с которым мы молимся, открывает тропы, ведущие к обладанию силами видимыми или невидимыми.
Древние тексты недвусмысленно указывают на этот важнейший элемент общения со Вселенной, и настоятель тибетского монастыря, указавший на значение чувства в молитве, лишь подтвердил мои собственные выводы.
На мой вопрос о том, что происходит в душах людей, когда они молятся, настоятель ответил одним словом: чувство!
Внешние проявления молитвы, которые мы наблюдали в Тибете – чтение, песнопение, определенные телодвижения, – служат для выражения чувств. Далее, развивая свой ответ, настоятель добавил, что чувство – не просто один из факторов молитвы. Он подчеркнул, что чувство – и есть молитва!
В чистейшей своей форме молитва вообще не имеет внешнего выражения. Предписанная последовательность слов, переданная нам традициями, служит лишь для того, чтобы вызвать в нас определенные чувства, способные ввести нас в состояние гармонии с окружающим миром.
Можно молиться и любыми другими словами, лишь бы они вызывали у нас соответствующие чувства.
Но как войти во время молитвы в нужное состояние? Достаточно ли для этого лишь одних слов?
Когда я рассказываю людям о возможностях молитвы, часто возникает вопрос:
“А в чем разница между чувством и эмоцией”?
Вот что отвечает своим ученикам ессейский учитель, и слова его звучат одновременно очень по-буддийски и по-христиански: ” Три обители есть у сына человеческого… тело, мысли и чувства…”
Пусть сперва сын человеческий найдет мир со своим собственным телом… Затем пусть сын человеческий найдет мир со своими мыслями… А затем пусть сын человеческий найдет мир со своими чувствами”.
Древние нашли великолепный способ выразить этот образ мыслей, который может помочь нам изменить внешнюю форму, адресуясь к внутреннему содержанию.Чтобы изменить внешние условия нашего существования, мы призваны сперва создать нужные условия внутри себя. Когда мы сделаем это, мир и здоровье, царящие в наших душах, отразятся в мире вокруг нас.
Ессейские старцы проводили четкое различие между мыслью, эмоцией и чувством. Хотя мысль и эмоция тесно связаны, поначалу они должны рассматриваться как отдельные феномены и лишь затем сливаться в единое чувство – сокровенный язык Вселенной, не нуждающийся в словах.
Эмоция. Эмоцию можно рассматривать как источник силы, побуждающий нас добиваться жизненных целей.
Благодаря энергии, выделяемой эмоциями, мы превращаем свои мечты в реальность.Однако сама по себе сила эмоции может быть рассеянной и ненаправленной. Направление эмоции придает мысль, а эмоция, в свою очередь, оживляет образы, порождаемые мыслью.
Древние традиции указывают на две первичные эмоции, присущие человеку. Может быть, более точно будет сказать, что все эмоции, переживаемые нами в течение жизни, располагаются между двумя крайними полюсами.
Один из этих полюсов – любовь. На другом полюсе – противоположность любви, часто описываемая как страх.
Качество нашей эмоции определяет ее выражение. Эмоция тесно связана с желанием – силой, побуждающей нас стремиться к исполнению наших намерений.
Мысль. Мысль можно рассматривать как систему управления, руководящую эмоциями. Именно идеи или образы, созданные мыслью, определяют, на что будут направлены наши эмоции и внимание.
Мысль тесно связана с воображением. Многим кажется удивительным, что мысль сама по себе не обладает энергией: это лишь умозрительная возможность, и чтобы вдохнуть в нее жизнь, необходима энергия. Красота чистой мысли – холодная, абстрактная красота. В отсутствие эмоций ничто не может воплотить наши мысли в реальность.
Именно способность мыслить, не поддаваясь эмоциям, позволяет нам “проигрывать” и создавать в уме различные варианты развития событий, не причиняя этим вреда ни себе, ни другим, не внося в жизнь и в окружающий мир страх и сумятицу.
Только благодаря любви или страху объект воображения может обрести существование в реальном мире.
Чувство. Чувство может существовать лишь при наличии мысли и эмоции, ибо представляет собой их соединение. Когда мы чувствуем, образы, созданные мыслями, соединяются в нашем сознании с желанием, источником которого является эмоция.
Чувство – ключ к молитве, поскольку только чувство способно войти в резонанс с окружающим миром.
Когда какие-либо люди, ситуации или явления вызывают у нас притяжение или отторжение, необходимо проанализировать чувство, чтобы понять, с чем это связано.
Чтобы испытать какое-либо чувство, по определению необходимо иметь мысль и переживать эмоцию.
Умение определять, какие именно мысли и эмоции лежат в основе тех или иных чувств, является признаком достижения высших ступеней власти над собой.
Приведем знаменательную фразу из утраченного Евангелия: “Кто хочет сберечь свою жизнь, тот ее потеряет”. Эти обманчиво простые слова объясняют, почему порой получается так, что мы как будто притягиваем к себе те самые несчастья, которых хотим избежать. Обдумывая возможные ситуации, в которых мы можем потерять жизнь, готовясь к ним и рассчитывая их избежать, мы направляем все свое внимание на самое худшее, что может произойти.
А как гласит уже современная мудрость: “Внимание концентрирует энергию”.
Активно не желая этого, мы тем самым позволяем ему случиться. Вместо того чтобы жить в постоянном страхе перед тем, чего мы не хотим, разумнее сосредоточиться на том, чего мы хотим, и смотреть на жизнь с этой точки зрения.
Грегг Брейден из книги “Эффект Исайи” (о молитве).
Комментарии (0)