4 января ушел из жизни Валерий Носик (1940-1995).
В блоге я стараюсь придерживаться событий драматических, рассказывать о судьбах неприкаянных, ибо о том кто чего сыграл и каким хорошим парнем был можно узнать в энциклопедиях.
Но на судьбе Валерия Носика становится явен невеселый, драматичный механизм жизни вообще. Как говорил Бродский: «Жизнь коротка и печальна. Ты заметил, чем она вообще кончается?» Вот Носик… Внешне все у него складывалось хорошо, внутренне тоже. А умер, как и каждый, в одиночку, просигнализировав напоследок о собственном неблагополучии.
"Горизонт"
Небольшого роста, щупленький Носик не мог претендовать на роли героев-любовников, но и ярко-выраженных комических черт у него не было. Парень из толпы, каких тысячи.
В его случае, внешность оказалась обманчивой, поскольку по внутреннему наполнению Носику оказались по силам глубины ролей русской классической школы. Рядом разгуливали актеры аналогичного плана Лев Дуров и Виктор Павлов, но эти прошли жесткую театральную выучку, Носик же попал во ВГИК, что могло иметь для него последствия фатальные.
В кино Носик очутился, поскольку режиссеру фильма «Стучись в любую дверь» (1958) глянулась его фамилия. В сценарии был хулиган по кличке «Нос» и кому же его ещё играть как не актеру по фамилии Носик?
А дальше Носик показал глубину, неоднозначность появившись в таких фильмах как «Горизонт» (1961), «Никогда» (1962), «Вступление» (1963). Это всё тихие шедевры, и пусть у Носика там не главные роли, он заявлял о себе как актер, которому под силу сложные характеры.
"Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
В 1965 происходит перелом, ибо Носик выигрывает кастинг на главную роль в фильм Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Его уже утвердили, кандидатура Александра Демьяненко переубедила режиссера в самый последний момент. Носику пришлось довольствоваться в фильме про Шурика минутным эпизодом, но именно после него, актера запомнил зритель.
Валерию вполне грозила участь попасть под типаж, влиться в популярную бригаду актеров, которых ставят для оживляжа на эпизодик, другой. Он, собственно, уже и пошел по этому пути - «Сказка о царе Салтане», «Черт с портфелем» (оба 1966). Роли уровня первых работ почти исчезли из его репертуара.
Спас Носика от киноразложения театр. Великая его удача заключалась в том, что после ВГИКа он очутился не в студии киноактера, а в ТЮЗе, откуда его забрал в театр имени Пушкина Борис Равенских.
В ТЮЗе Носик нашел первую жену - Лию Ахеджакову, а карьеру в театре имени Пушкина завершил не много, не мало ролью бравого солдата Швейка.
В 1972 вслед за Равенских Носик ушел в Малый театр, ставший его вторым домом. Визитными его карточками стали спектакли «Конек-Горбунок», где ему приходилось играть то Ивана, то царя; «Лес» Островского с классической ролью актера Счастливцева; главная роль в «Проделках Скапена».
"Большая перемена"
В 1973 Носик пережил вторую волну популярности в кино, когда вышла «Большая перемена», а вслед за тем не слезающий с телеэкранов «Анискин и Фантомас». Но лучшую свою кинороль Носик сыграл в одной из серий «Следствие ведут ЗнаТоКи». Это дело называлось «Ответный удар» (1975) и оказалось просто пиром духа для Георгия Менглета, Анатолия Ромашина и Носика, которые в ролях похитителей государственной собственности переиграли положительную троицу следаков.
Параллельно налаживалась семейная жизнь. С Ахеджаковой Носик разошелся, заведя роман с актрисой Марией Стерниковой, которая громко дебютировала в драме «Мимо окон идут поезда» (1965), но потом уехала вслед за мужем — переводчиком в Тегеран, поставив карьеру на паузу. Кстати, еще до отъезда Стерникова успела появиться в фильме Татьяны Лиозновой «Рано утром» (1965), где также снимался Носик.
После Тегерана перед мужем замаячила следующая заграница, но Стерникова ехать отказалась, решив продолжить карьеру актрисы. Судьба вновь свела ее с Носиком на съемочной площадке фильма «Спеши строить дом» (1971). Оба были несвободны, Стерникова к тому же воспитывала дочь. Последовали разводы, новый брак и в 1971 у пары Стерникова +Носик родился сын Александр.
"Следствие ведут ЗнаТоКи"
Дальше произошла банальная для актерского мира история. Пока Стерникова сидела в декрете Носик раскрутился «Большой переменой» до того, что ему не давали прохода на улицах.
Жена признавалась:
«Я ненавидела ходить с Валерой на рынок, потому что все его там начинали хватать за джинсы, просили вместе сфотографироваться. Вечно надо было стоять и ждать, пока он подписывает автографы. Безумная популярность мужа меня ужасно раздражала».
Не минул Носика и еще один бич.
Стерникова говорила:
«Актерский порок в жизни Валеры, к сожалению, присутствовал. Был грех. Я не знала, когда он придет домой, где он, с кем. Я беспокоилась, ведь у него часто подскакивало давление, и очень переживала за его здоровье. Помню, как часто сидела на кухне, не зажигая света, и курила одну сигарету за другой, глядя в окно. Дергалась от каждого шороха, вздрагивала от шума тормозов у подъезда. ...
Я сильно пилила его в последнее время: «Ты катишься вниз, Валер, остановись, пожалуйста». К сожалению, при всем его несчастном виде — дескать, Машка меня бросила, мне кажется, что ему уже хотелось вольной жизни».
"Небеса обетованные"
В 1980 последовал развод и вольная жизнь.
Больше Носик не женился, уйдя с головой в работу и загулы. Друзья-товарищи сдували с актера пылинки, величая «Солнышком» за незлобливость и готовность накрыть поляну, одолжить денег, принести в жизнь радость.
Вот только в жизни самого Носика радости становилось все меньше. Загремев в больницу он обнаружил, что все друзья куда-то подевались, а на счетах ни копейки. Долги никто возвращать не собирался. Пришлось прибегать к помощи подруги детства, которая обзвонила должников, ибо актер беспокоить их стеснялся.
Умер Носик также в одиночестве, от сердечного приступа, нестарым еще человеком (55 лет). Рядом с телом остались лежать разбросанные бумаги, актер учил новую роль.
Светлая память!
Комментарии (0)