Всё-таки никогда фотография не сможет соперничать с живописью в передаче настроения и впечатления художника от увиденного.
Ещё раз убедилась в этом на выставке в Музее русского импрессионизма. Среди картин много удивительных открытий как неизвестных имён, так и неожиданных полотен хорошо известных художников. Удивил Александр Герасимов, которого в основном все помнят, как портретиста государственных деятелей Советского Союза. Художник представлен на выставке как настоящий мастер импрессионистической живописи.
Александр Герасимов (1881-1963). Летний день, 50-е годы
Рядом не очень известное имя — Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи, представитель московской школы живописи, занималась в мастерских Л.В. Туржанского и К.Ф. Юона, затем почти без экзаменов была принята в МГАХИ им. В.И. Сурикова на курс Сергея Герасимова. Наибольшее влияние на ее становление оказал супруг, талантливый художник Евгений Диффинэ, которому прочили большое будущее, но он ушел из жизни в 28 лет. Виктор Иванов, учившийся в одни годы с четой Диффинэ, говорил об их творчестве: "Это был определенный этап в нашем искусстве, импрессионизм, дошедший почти до крайности, так что форма почти сходит на нет, и предмет уходит".
Валентина Диффинэ-Кристи (1918-2010). Церковка в Абрамцево, 1953
И ещё много прекрасных летних, и не только, пейзажей.
На этой стене подборка картин художников одного времени: здесь и ученик Левитана и Серова — Петр Петровичев и ученик Поленова — Сергей Виноградов. А в числе преподавателей художника Туржанского были Серов и Коровин.
Леонид Туржанский (1876-1945). Дача. Вечер, начало 1910-х.
Сергей Виноградов (1869-1938). Дорожка в парк, 1912.
Пётр Петровичев (1874-1947). Парк в усадьбе Л.Н. Толстого в Хамовниках.
В экспозиции представлена ещё одна оригинальная работа Туржанского — зимний пейзаж.
Леонард Туржанский (1875-1945). Москва. Самотека, 1910-е годы
Очень понравились пейзажи Николая Дубовского. Художник не копирует ландшафт и строения, он старается предать свои ощущения в многообразии линий и красок. Особую роль в его картинах играет свет.
Николай Дубовской (1859-1918). На Лаго Маджоре, 1895
Николай Дубовской. Деревня в горах, 1911
И, конечно, признанный русский импрессионист — Константин Коровин.
Константин Коровин (1861-1939). Гурзуф, 1921
Среди всех этих летних пейзажей — два замечательных детских портрета Маруси и Миши.
В Музее русского импрессионизма представлено много имен, известных, может быть, только специалистам-искусствоведам. Ещё одно неизвестное мне имя — представитель южнорусской художественной школы, пейзажист Тит Яковлевич Дворников, передвижник.
Тит Дворников, 1862-1922. На море, 1912
Вячеслав Андреевич Фёдоров — мастер туманов. Об этом художнике стоит рассказать подробнее: мальчик из бедной семьи ткачей унаследовал семейный талант. Дед художника был бродячим иконописцем. Детство Вячеслав Федоров провел в Иваново-Вознесенске, учился в художественном училище, ориентированном на потребности ткацкой промышленности региона. Но среди учителей Фёдорова были ученики знаменитого Серова. Во время Великой Отечественной получил тяжелейшие ранения ног, но сумел добраться до Самарканда, куда была эвакуирована Всесоюзная Академия художеств. Во время учёбы в Самарканде он познакомился с ведущими мастерами различных школ и направлений. Позже перебрался в Ленинград, где продолжил обучение у Бориса Иогансона — ученика Константина Коровина. После обучения вернулся в родной город и стал преподавателем Ивановского Художественного училища. Его картины находятся во многих отечественных музеях и в галереях и собраниях за рубежом.
Вячеслав Фёдоров. Майское утро. (Туман), 1970-е
Вячеслав Фёдоров (1918-1985). Весна, 1972
Один из основателей владимирской школы пейзажной живописи — оригинальный художник Ким Бритов. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, национальных и частных коллекциях многих стран. Явление владимирской школы пейзажной живописи сродни явлению французского импрессионизма. В том и другом случае — разрыв с классической живописью. Но есть и существенная разница: молодые французские бунтари вышли со своим протестом пусть небольшой, но уже сложившейся группой, тогда как владимирскую школу зачинали одиночки. Ким Бритов был в числе первых возмутителей.
Ким Бритов (1925-2010). Зима
И ещё два зимних пейзажа. Неожиданная работа Петра Кончаловского — вид на каток Динамо.
Пётр Кончаловский (1876-1956). Стадион Динамо. Каток, 1948
И пронизанный солнцем пейзаж Игоря Грабаря.
Игорь Грабарь (1871-1960). Русский пейзаж
published on
Запись
Комментарии (0)