Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

То ли собор, то ли космический шаттл: Как выглядят современные церкви

Постсоветскому человеку церковная архитектура может казаться чем-то статичным и незыблемым. Однако во всем мире место для умиротворения эволюционировало вместе с остальной архитектурой, а также самим представлением о духовном поиске. Bird In Flight вспомнил, что храмы — это не только купола и базилики.

 

Архитектор, сооснователь исследовательского проекта «Совмод». Окончил Московский архитектурный институт.

Заполняя пустоту

Кажется, нет ничего более консервативного, чем архитектура культовых сооружений. С любой религией ассоциируется тот или иной архитектурный канон, сформировавшийся много сотен лет назад. Для некоторых конфессий он несколько размыт, но вряд ли для православия и точно не для его постсоветской версии: у большинства людей не без помощи политики государства, церкви и СМИ сложилось достаточно четкое представление о том, как должен выглядеть православный храм.

Храм Пресвятой Троицы на Троещине в Киеве

Храм Христа Спасителя в Калининграде

Церковь Покрова на Оболони в Киеве

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Хабаровске

Церковь Св. Евгения в селе Буки Киевской области

До 1917 года отечественная культовая архитектура была частью архитектурного мейнстрима: она синтезировала каноны и архитектурную моду. Безусловно, образ купольного храма прошел через все эпохи, однако между сооружениями различных веков обнаружится множество наглядных различий. Постсоветское же храмовое строительство ставит во главу угла соответствие историческим эталонам, упрощенным до поверхностных и легко читаемых смыслов.

До 1917 года отечественная культовая архитектура синтезировала каноны и моду.

После разрушения и десакрализации культовой архитектуры, которую принесла советская эпоха, церковь старается заполнить образовавшуюся пустоту. Она возводит бесчисленные символы-муляжи, копирующие исторические формы в железобетоне. Увы, это будет продолжаться, пока будет сохраняться слепая идеализация исторических периодов.

Тем временем в других странах развитие культовой архитектуры продолжается.

Благовещенский православный собор архитектора Фрэнка Ллойда Райта в Милуоки, США

Долой декор

Первая мировая война кардинально изменила взгляды на культуру и мироустройство в целом. В 20—30-е годы в Европе и Советском Союзе стал популярен функционализм. Торжество функции над оболочкой выразилось в отрицании декора, простоте и чистоте форм и использовании современных материалов.

Культовая архитектура не осталась в стороне. В 1930 году в немецком городе Аахен по проекту архитектора и богослова (!) Рудольфа Шварца была построена церковь St. Fronleichnam, совместившая в себе католическую традицию с принципами функционализма. В этом абсолютно лишенном фасадной пластики сооружении не сразу угадаешь его назначение — только представьте себе недоумение на лицах прихожан-современников. Но, избавив церковь от привычной оболочки, архитектор смог сосредоточить внимание на главном — самой вере.

Церковь St. Fronleichnam архитектора и богослова Рудольфа Шварца (Германия, 1930 год)

Похожий пример можно отыскать и в православной архитектуре. Примерно в это же время в чешском городе Брно архитектор русского происхождения Петр Левицкий возводит церковь Святого Вацлава. Строгие геометрические формы, отсутствие декора и аскетичность — нечто подобное уже можно было наблюдать в культовой архитектуре Новгородской республики (вспомним увенчанный куполом куб церкви Успения на Торгу).

Церковь Святого Вацлава архитектора Петра Левицкого (Чехия, 1931 год)

По аналогичным принципам построен костел Воскресения Христа в Каунасе. Строительство было начато в 1932 году, но свою изначальную функцию здание обрело лишь после распада Союза — до него в помещении производили телевизоры.

Костел Воскресения Христа в Каунасе, Литва. Фото: Савелий Барашков

Модернизм и постмодернизм

Пережив Вторую мировую, функционализм перерос в захвативший всю планету модернизм. Многие крупные города Европы лежали в руинах и требовали масштабной реконструкции; воссоздание исторической архитектуры шло с намеренным добавлением откровенно нового и современного.

Воплощением такой установки стала Мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине: законсервированная руина некогда самого высокого в городе собора была противопоставлена современным минималистичным объемам, где были сделаны новые помещения для служений.

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, Германия (1890-е; достроена в 1959—1963 годах)

Сathedral St. Mary’s (Токио, 1968 год)

Растущее влияние ответвления модернизма — брутализма — вылилось в повсеместное строительство тяжеловесных зданий, без стыда оголявших мощные железобетонные тела на обозрение удивленному зрителю. Если здания предыдущих эпох хотя бы в общих чертах соответствовали привычным символам, то 60—70-е отметились явным уходом от традиций: образ каждый раз создавался заново в соответствии с замыслом архитектора. Этот процесс был подкреплен проведенной в 1963 году католической церковной реформой, позволившей совмещать в помещениях религиозные и светские функции.

Wotruba Church (Австрия, 1976 год)

Pilgrimage Church (Германия, 1968 год)

Sainte-Bernadette-du-Banlay (Франция, 1968 год)

Wolfson House (США, 1949 год)

Holy Cross Church (Швейцария, 1969 год)

Christ Episcopal Church (США, 1969 год)

Постмодернизм 80—90-х окончательно размыл любые границы: отныне культовое здание стало уникальным продуктом взаимодействия архитектора, заказчика, места и запросов общества.

Это соответствует главной роли современного храма — предоставлению человеку места для возвышения над материальным миром. Задача архитектора — создание пространства, где прихожанин сможет найти спокойствие и умиротворение. А замена поиска на поклонение привычным образам-знакам вряд ли может способствовать духовному росту человека, который должен быть главнейшей целью любой веры.

Sunset Chapel (Мексика, 2011 год)

Church of Seed (Китай, 2011 год)

Church in La Laguna (Испания, 2008 год)

RW Concrete Church (Сеул, 2013)

Froeyland Orstad Church (Норвегия, 2008 год)

Церковь Сериате архитектора Марио Ботты (Италия, 2004 год)

Автор:

Андрей Стенюшкин

published on mirputeshestvij.ru according to the materials birdinflight.com

Запись То ли собор, то ли космический шаттл: Как выглядят современные церкви взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: То ли собор, то ли космический шаттл: Как выглядят современные церкви
Автор:
Теги: Это интересно армия Австрия церковь современный

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства