Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Титаны Возрождения в Пушкинском

В Москве опять уникальная выставка — картины трёх титанов Возрождения! Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России".
В Москве эти работы показываются впервые, а поскольку все они находятся не только в разных коллекциях, но и в разных городах Италии, посмотреть их сразу можно только сейчас и только в Пушкинском!

23 картины на выставке из Италии — из крупнейших музейных собраний и церквей. Несколько работ в экспозиции принадлежит российским собраниям.

Куратор выставки — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова. Вступительный текст организаторов выставки:

Народу в залах довольно много, и чтобы сфотографировать любую картину приходится "ловить момент". Но с другой стороны, картина живёт всегда вместе со зрителями, ведь если картину никто не видит, то она "спит". Недаром художники всегда так стремятся показать свои работы. Поэтому для тех, кто не сможет побывать на этой выставке, представляю видеоряд, в котором кроме картин, присутствуют и зрители, и залы, в котором эти картины экспонируются. Всё вместе это и формирует выставку "Венеция Ренессанса".

Фотографий много, поэтому разделю репортаж о выставке на три части: cначала покажу экспозицию Белого зала, потом — галереи, а затем для сравнения — более поздние работы венецианцев из собрания ГМИИ в трёх отдельных залах.
В Белом зале — богатство красочной палитры и разнообразие мифологических сюжетов…

Сюжет о Сусанне и старцах привлекал художников с первых лет христианства и достиг наибольшей популярности в XVI и XVII веках. На картине старцы нависли над Сусанной: один касается женщины рукой, другой стоит прямо перед ней. Высокая стена на фоне и узкий просвет между ней и верхним краем картины превращают пространство произведения в ловушку для Сусанны. Маленькая собачка в левом углу — символ верности и непорочности, а статуя сатира ухмыляется в сторону Сусанны.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Сусанна и старцы. 1580–1585. Холст, масло. Генуя, Палаццо Бьянко (предоставлено частным собранием)

На следующей картине сюжет в развитии. Веронезе помещает сцену похищения Европы на лесную поляну неподалеку от берега моря. Европа украсила себя серьгами и жемчужным ожерельем, в соответствии с традиционным костюмом венецианской невесты. Две служанки поправляют ее одеяния, как если бы они готовили девушку к свадебному шествию, в то время как две другие прислужницы готовы собирать цветочные гирлянды и яблоки, которые им бросают амуры.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Похищение Европы. 1578–1580. Холст, масло. Рим, Капитолийские музеи/Пинакотека Капитолина

На самом краю поляны, справа на ветви дерева висит пустая ивовая корзина, которую Европа должна наполнить цветами. Этот атрибут указывает на то, что молодая женщина отказалась от привычек своей предшествующей жизни и готова к чему-то новому. Дерево с подвешенной на нём корзинкой, и мальчик, внимательно изучающий картину, переводят взгляд на средний план, где кортеж уже направляется к берегу под предводительством Эрота, держащего горящий факел любви.

На заднем плане — пара в открытом море, и кажется, будто служанки приветствуют новую жизнь, навстречу которой отправляется их госпожа.

В композицию следующей картины Тинторетто тоже включает сразу два сюжета: грехопадение (на переднем плане) и изгнание из Рая (на заднем плане). Ева, подавшись вперед, протягивает Адаму запретный плод. Роковые последствия их поступка изображены на заднем плане, где ангел, озаренный слепящим золотым светом, изгоняет грешников из Эдема.

Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Грехопадение Адама и Евы. Около 1550–1551. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии

Сюжет "Христос и грешница" был очень популярен в венецианской живописи XVI века. На картине в архитектурном пространстве с ритмически чередующимися элементами выделяются три мизансцены. Слева — это Христос и апостолы. В центре — согрешившая женщина, чья фигура будто накладывается на находящуюся за ней колонну, выступающую в качестве некоего столпа, разделяющего два мира. А справа и на заднем плане — книжники и фарисеи, покидающие сцену, обрамленную сводами галереи.
В ожидании ударов камнями, женщина осталась стоять с приподнятыми руками. Ее глаза опущены к земле и прикованы к загадочным словам, о значении которых умалчивает Евангелие и которые не один раз пытались интерпретировать Отцы Церкви. Как напоминает нам аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луис Борхес, "[учитель] всего однажды написал несколько слов на земле, и никто их не прочитал"…
Но, возможно, их прочла именно эта женщина…

Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Христос и грешница. Около 1545-1548. Холст, масло. Рим, Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини

Центральное место кураторы выставки выделили картине Тициана "Саломея". Она принадлежит собранию частной Галереи Дория — Памфили в Риме и редко покидает пределы Италии. Исполненная еще молодым мастером в середине второго десятилетия, когда Ренессанс в Венеции достиг своей зрелости, картина привлекает поэтичностью образа и яркой красочностью.

Начиная с конца XV века, иконография образа Саломеи представляла собой поясное изображение героини, устремившей взгляд на главу Иоанна Крестителя. Такие картины писали для частного, домашнего интерьера, и нередко изображение Иоанна Крестителя представляло собой портрет, подчеркивающий поражение мужчины, побежденного красотой и очарованием женщины. В данной работе профиль Иоанна Крестителя повторяет профиль Тициана.

Тициан Вечеллио (1488/1490–1576). Саломея. Около 1515. Холст, масло. Рим, Галерея Дориа Памфили

Взгляд молодой женщины печален, она смотрит не прямо, кажется, отводит глаза. Арка на заднем плане, увенчанная фигурой Эрота, дополняет общее чувственное настроение картины. Художнику удалось сделать образ Саломеи нежным и невинным. А между тем, на блюде в ее руках лежит голова Иоанна Крестителя, только что ею убитого. Удивительная картина…

Веронезе был великим декоратором, что видно, например, по представленной на выставке композиции "Венера, Марс и амур" из собрания Галереи Сабауда в Турине.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Венера и Марс с Амуром и лошадью. Около 1570 г. Холст, масло. Турин, Савойская галерея (Сабауда)

Картина Тициана "Венера и Адонис» считается одной из сенсаций выставки. Опознанная как работа великого мастера В.Э. Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.
Этот сюжет обрел популярность в эпоху Возрождения, но особый успех сопутствовал ему в Венеции. Предположительно первое обращение Тициана к этому сюжету произошло в 1545-1546 годах, когда он, будучи в Риме, написал картину для кардинала Фарнезе. Считается, что эта работа была утрачена. Представленная на выставке картина была выполнена, вполне вероятно, как раз в этот период и является одним из первых произведений на данную тему в творчестве Тициана.

Тициан Вчеллио (1488/1490–1576). Венера и Адонис. Около 1545. Холст, масло. Москва, Фонд «Классика»

"Снятие с креста" Тинторетто представляет собой алтарный образ, написанный для венецианской церкви Санта Мария дель Умилтá, не сохранившейся до наших дней.

Сцена, выхваченная из тьмы ярким направленным светом, падающим с правого верхнего угла, изображена на фоне ночного пейзажа. В центре многофигурной композиции — тело мертвого Христа, лежащего на коленях Марии, упавшей без сознания.

Иосиф Аримафейский, поддерживающий фигуру Христа, образует с ним единую диагональ, идущую параллельно линии, выстроенной положением трех Марий. Голова Богоматери лежит на руке Марии Клеоповой, а ее тело образует с фигурой Христа прямой угол, объединяя движение в композиции. Мария Магдалина с убранными в косы волосами всматривается в лицо Спасителя, склоняясь над ним, и в ужасе разводит руки в стороны, не веря в происходящее. Лицо Христа погружено в тень, в то время как всё внимание приковано к его телу с кровоточащей раной, которое освещено ярким лучом. Руки Марии слегка касаются ног мертвого сына.

Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518–1594). Снятие с креста. Около 1560. Холст, масло. Галерея Академии

На следующей картине — святой Иероним, человек могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма.

Обычные его атрибуты — кардинальская шапка и лев. Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, который с тех пор стал его преданным другом. В руках он держит камень, которым бьёт себя в грудь.

Паоло Кальяри, прозванный Вероезе (около 1528–1588). Кающийся святой Иероним. Около 1580. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии

Ещё одно "снятие с креста" — все фигуры сосредоточены в левой части полотна, деля её по диагонали.

Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Снятие с креста. 1546-1549. Холст, масло. Музей Кастельвеккьо

Частью экспозиции являются тактильные макеты для слабовидящих посетителей, созданные по мотивам картин "Воскресение Христа" Паоло Веронезе, "Саломея" Тициана Вечеллио и "Грехопадение Адама и Евы" Якопо Тинторетто.

Продолжение

published on mirputeshestvij.ru according to the materials galik-123.livejournal.com

Запись Титаны Возрождения в Пушкинском взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Титаны Возрождения в Пушкинском
Автор:
Теги: Это интересно Апостол богатство Венера

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
16 уличных фотографий, на которых неожиданно удалось воссоздать эпоху Возрождения
16 уличных фотографий, на которых неожиданно удалось воссоздать эпоху Возрождения
9
Человек познаёт мир 06:30 01 май 2024
Омолаживающая гимнастика «Око возрождения»: пять тибетских жемчужин
Омолаживающая гимнастика «Око возрождения»: пять тибетских жемчужин
16
Женский каприз 18:03 11 июл 2018
Грация, немного ню и античная идея совершенства на фресках живописца Высокого Возрождения Корреджо
Грация, немного ню и античная идея совершенства на фресках живописца Высокого Возрождения Корреджо
0
Человек познаёт мир 11:30 28 апр 2023
Почему называют алхимиком живописца раннего Возрождения Яна ван Эйка, и Какие секреты хранят картины
Почему называют алхимиком живописца раннего Возрождения Яна ван Эйка, и Какие секреты хранят картины
0
Человек познаёт мир 16:30 31 окт 2023
15 человек, которые просто хотели сфотографироваться, но получили шедевр эпохи Возрождения
15 человек, которые просто хотели сфотографироваться, но получили шедевр эпохи Возрождения
1
Женский каприз 06:35 19 сен 2021
Эпоха Возрождения: заблуждения и действительность
Эпоха Возрождения: заблуждения и действительность
0
Жизнь прекрасна 21:00 14 янв 2017
«Шестнадцать поз»: О сексуальных традициях Ватикана эпохи Возрождения
«Шестнадцать поз»: О сексуальных традициях Ватикана эпохи Возрождения
0
Человек познаёт мир 22:30 22 авг 2022
10 боевых старушек, которые всегда готовы обнажить свое тело
10 боевых старушек, которые всегда готовы обнажить свое тело
9
Жизнь прекрасна 07:15 16 мар 2017
5 архитектурных шедевров эпохи Возрождения, демонстрирующих элегантность культового стиля
5 архитектурных шедевров эпохи Возрождения, демонстрирующих элегантность культового стиля
0
Человек познаёт мир 17:30 09 мар 2023
Что носить этой осенью
Что носить этой осенью
5
Женский развлекательный и поучительный сайт. 05:24 19 сен 2019
Интриги, ложь, убийства: как первая красавица эпохи Возрождения свела с ума Франческо Медичи
Интриги, ложь, убийства: как первая красавица эпохи Возрождения свела с ума Франческо Медичи
0
Настоящая история 12:01 10 дек 2016
10 боевых старушек, которые всегда готовы обнажить свое тело
10 боевых старушек, которые всегда готовы обнажить свое тело
9
Жизнь прекрасна 05:30 16 июн 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства