Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть I

Старообрядцы и модерн — два понятия, казалось бы, противоположного значения, однако в начале XX века, как это ни пародоксально, они оказались связаны архитектурой. После появления в 1905 году высочайшего указа императора Николая II "Об укреплении начал веротерпимости" старообрядцам было разрешено строить свои церкви. В результате за десять с небольшим лет в Москве и по всей России было построено огромное количество новых старообрядческих храмов. Старообрядческие общины не скупились и приглашали лучших архитекторов, а лучшие архитекторы в это время былиувлечены новомодным стилем — модерном. Так и появился старообрядческий модерн…

1. В северо-восточной части Москвы близ Немецкого рынка (потом Бауманского, ныне Басманного) издавна жили старообрядцы разных согласий. Старообрядцы, приемлющие священство (Белокриницкого согласия), были объединены в Покровско-Успенскую общину и в 1909 году построили свой большой храм в Малом Гавриковом переулке, 29.

2. Тайный молитвенный дом на этом месте существовал ещё в 1784 году в доме Шибаевых. Они владели участком до 1878 года, когда Иван Иванович Шибаев, один из попечителей Рогожского кладбища, передал здание старообрядческому обществу. После указа о веротерпимости община приняла решение о строительстве нового храма. Большинство членов общины отдали предпочтение проекту талантливого архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, строившего в то время старообрядческий храм поблизости, в Токмаковом переулке (о нём расскажу в следующей публикации).
Строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы велось с 1909 по 1911 год.

3. Многие москвичи ходили смотреть на это необычное церковное здание, в архитектурном облике которого соединялись характерные для русской северной архитектуры детали — трехлопастное членение фасада и звонница под шатром. Журнал "Церковь" писал в те дни: "По художественной отделке, по богатой коллекции древних святых икон храм после храмов Рогожского кладбища можно считать едва ли не первым".

4. Новый храм со звонницей над папертью был облицован белым кирпичом, а купола храма и восьмигранный шатёр колокольни были покрыты золочёной майоликовой черепицей. На боковых фасадах отражена трехчастная структура, повторяющая храмовый силуэт, тот же приём использован на боковых сторонах колокольни, а ярус звона с запада завершается тремя арочными проемами, центральный из которых больше боковых (сейчас остеклены).

5. Церковь строилась в новых для своей эпохи материалах, своды и купол были сделаны из железобетона.

6. Главы купола и колокольни покрыли майоликовой черепицей.

7. Окна украшены золотыми витражами.

8.

9.

10.

11. Черепицей была покрыта и изящная каменная ограда.

12.

13.

14.

15. Внешне кажущийся монолитным, храм внутри создавался двухэтажным: нижняя Успенская церковь — на 300 человек для каждодневных служб, а верхняя, Покровская, — на 200 человек, для праздничных богослужений.

16. Верхний храм был украшен художественными по исполнению бронзовым иконостасом, бронзовой золоченой утварью, кованым паникадилом работы братьев Вишневских, резными дубовыми клиросами. Величественный четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским. О нём и его особняке рассказывала в публикации Классика московского модерна.

17. Новый храм и внешне и внутри представлял незаурядный памятник неорусского модерна — все было выполнено по рисункам И.Е. Бондаренко. Покровско-Успенский храм стал своеобразным музеем древнерусского искусства.

18. Церковь закрыли для богослужений около 1931 года, многие ее иконы попали в Третьяковскую галерею.

19. В советское время здание долго не ремонтировалось, сильно запустело, растрескалось. Часть каменной ограды, покрытой черепицей старинного типа, уничтожили.

20.

21. С 1960-х годов в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб "Спартак". Церковь, построенная на средства Рябушинских и Морозовых, была переоборудована под тренировки для борцов и боксеров.

22. В 1970 -1980-е годы в связи с прокладкой автомагистрали, была снесена почти вся окружающая историческая застройка, а рядом с церковью выстроили несколько многоэтажных жилых домов.

23. В конце 1990-х годов над зданием нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от ограды начали строить Третье транспортное кольцо.

24. При строительстве Лефортовского тоннеля Третьего транспортного кольца стены церковного здания треснули, и в 2000-х годах оно было полностью отреставрировано за счёт городского бюджета. После ремонта здание вернули спортивному клубу.

25. Теперь в здании старообрядческой церкви расположился ещё и дом йоги.

26. По-прежнему, бывший храм старообрядцев стоит без крестов…

Часть II
Источники информации
www.anti-raskol.ru
rpsc.ru
Подробный очерк о старообрядцах России в журнале Сноб
starove.ru/anons/snob-staroobryadtsy-nevidimaya-rossiya

published on mirputeshestvij.ru according to the materials galik-123.livejournal.com

Запись Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть I взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть I
Автор:
Теги: Это интересно livejournal архитектура бюджет

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства