Византийских церквей в Стамбуле, как вы наверняка догадываетесь, огромное количество.
Среди них есть две, находящиеся сильно в стороне от центральных и оттого намного более популярных мест. И несмотря на то, что они входят в музейную карту Стамбула, далеко не каждый турист отправляется посмотреть на них, и совершенно зря.
Я сейчас говорю про церковь Хора (она же музей Карие) и церковь Богородицы Паммакаристы (Фетхие Джами). А замечательны они в первую очередь своими чудом сохранившимися мозаиками.
Сегодня приглашаю вас одним глазком взглянуть на Фетхие.
Эта церковь — самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик она уступает лишь Айя-Софии и церкви в Хоре.
Паммакариста = радующаяся.
Слова «Богородица, дева, радуйся…» произнес архангел Гавриил, пришедший рассказать Марии новость о божественном зачатии.
В честь этого события и была построена церковь. К сожалению, дожила она в невредимости до наших дней только снаружи.
Историю ее вы можете чуть подробнее прочитать в Вики, хотя и там информации не так уж и много. Даже в датах постройки специалисты расходятся.
Согласны они лишь в одном: это поздневизантийское зодчество, построена (или перестроена) она, вероятно, к XII веку.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после окончания владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города.
Через 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
А в 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»).
При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия.
Уцелел и сохранил мозаичный декор только южный придел храма.
Несколько фресок тоже сохранились.
Здесь вы видите трёх волхвов, несущих дары.
Но именно мозаики поражают воображение.
В куполе изображен Пантократор и 12 пророков.
Спаситель, мозаика в конхе. По сторонам видны фигуры девы Марии и Иоанна Крестителя.
Придел очень тесный, и мозаиками покрыт был абсолютно весь.
В юго-западной части находятся шесть фигур святых монахов.
вверху — Св. Антоний.
Фото, чтобы вы могли получить представление о высоте купола.
В часть, где всё было разобрано под молельное пространство мечети, проход закрыт.
Остаётся лишь представлять себе, как всё могло выглядеть когда-то.
Снаружи становятся понятны первоначальные размеры церкви.
По южной стене каллиграфическим рельефом начертана эпитафия, сочинённая придворным поэтом Мануилом Филом.
И на этом наша экскурсия закончилась.
Цена входного билета 10 лир.
Для владельцев музейной карты вход бесплатный.
published on
Запись
Комментарии (0)