Нарядный белоснежный храм Рождества Богородицы в Путинках в стиле "русского узорочья" виден от самого начала Малой Дмитровки. После завершения строительства храма в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, эта церковь оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве. В настоящее время это и единственное сохранившееся старинное украшение Пушкинской площади, а ранее Страстной.
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.
1. Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была построена в 1649-1652 годах. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную трёхшатровую церковь Рождества Богородицы 1625 года. Название Путинки слобода получила от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг — дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название разросшаяся Малая Дмитровская слобода.
2. На строительство из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась динамичной и живописной.
3. Необычно в композиции храма то, что здание было рассчитано на обзор со всех четырех сторон. Разнообразно декоративное убранство всех частей храма — от шатров до нижних окон. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности — так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
4. Самая заметная черта — маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. Шатры непохожи один на другой — маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками.
5. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится горка кокошников в три яруса.
6. Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-"слухов" в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.
7. Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. В 1864 году выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957 года и заменено новым, стилизованным под XVII век. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века.
8. После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935 году. В 1930-х годах там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нём устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене".
9. В 1990 году было принято решение о передаче храма верующим. Большой вклад в его восстановление внёс театр им. Ленинского комсомола, в котором по инициативе Александра Абдулова с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.
published on
Запись
Комментарии (0)