СВЕТЛАНА ОРЛОВА — АЛЕНУШКА В "ФИНИСТЕ — ЯСНОМ СОКОЛЕ"
В продолжение рассказов об актерах Роу (смотри записи по тегу
В отличие от своего экранного возлюбленного Вячеслава Воскресенского (
Начало ее жизни напоминало сказку про принцессу, низведенную до Золушки. Судите сами, - дед Светланы с отцовской стороны был генералом, служил под началом маршала Рокоссовского. А вот папа подкачал. Представитель золотой молодежи связался с улицей, украл генеральский пистолет и принялся с бравой компанией промышлять ограблением прохожих. Посадили его, конечно. Потом опять. И опять.
Как следствие, в доме постоянно плескался скандал с участием возвращающегося из мест не столь отдаленных папаши.
Светлана спасалась от родных стен в алма-атинском доме культуры.
Тогда работали своеобразные социальные лифты: комиссия хореографического училища при Большом театре просматривала детей по всему Союзу. Предполагалось, что после окончания училища они пополнят труппы местных театров. Из тысяч девочек отобрали и Свету.
Позже, оценивая свой характер, она скажет, что закалку получила именно в балете. Суровые, изо дня в день занятия; армейская дисциплина; большая цель.
Не скрывала Светлана и другое, - вылезли шероховатости характера; своеволие, которое педагогам приходилось подавлять. После того, как девочку заметили киношники, неоднократно возникала угроза отчисления, пока руководство училища не смирилось, - пусть играет.
Уже до Роу Светлана стала талисманом одного из учеников Сергея Эйзенштейна Бориса Бунеева, дебютировав у него в экранизации Валентина Катаева «Хуторок в степи» (1970) и недооцененной драме «Последняя встреча» (1974). А ведь был еще фильм стремящегося в режиссуру Сергея Никоненко «Птицы над городом» (1974).
"ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА"
Самую большую проблему для поздних сказок Роу представляли именно главные, декоративные герои. Для гротесковых персонажей у него сложился более-менее постоянный ансамбль из Михаила Пуговкина, Анатолия Кубацкого, Георгия Милляра, а вот на роли молодых и красивых требовалась свежая кровь. Тавров и Мызникова («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Катышев и Седых («Огонь, вода и… медные трубы»), Эдуард Изотов («Морозко»), сестры Юкины («Королевство кривых зеркал»), - Роу дал им главные роли в жизни, а планку поставил столь высокую, что перепрыгнуть ее, добившись еще больших кинематографических успехов, никто не смог. Не стали исключением и Воскресенский с Орловой («Финист – Ясный сокол»).
Если Воскресенский проходил у Роу официальный кастинг, обойдя десятки претендентов, то Орлову он не пробовал, будучи в ней уверенным. Познакомились они за несколько лет до съемок, когда Светлана только начинала работу в кино. Роу уже имел дело с девочкой из хореографического училища Наташей Седых («Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы»), - впечатление о трудолюбии балетных осталось у него положительное. На режиссерском сценарии «Финиста - Ясного сокола», получивший постановку после скоропостижной кончины Роу Геннадий Васильев, прочитал вердикт: «Аленушка – Светлана Орлова». Спорить не стал.
"ФИНИСТ — ЯСНЫЙ СОКОЛ"
На съемки главной своей сказки Светлана прибыла в подвешенном состоянии, - училище закончено, грядет распределение в один из оперных театров Казахстана, и это после театра Большого, после «Мосфильма» и студии Горького.
Но так уж вышло, что Орлова вытащила счастливый билет дважды, найдя мужа. По соседству, в съемочной группе фильма «Вкус халвы», трудился врачом сын редактора Госкино Юрий. Это был человек со связями. Он договорился для Светланы о свободном дипломе, устроил ее в хореографический ансамбль «Эстрадные узоры», молодые люди поженились.
После выхода фильма на Светлану обрушилась слава и… фобия. Танцовщице казалось, что актерская профессия не для нее, но как отмахнуться от заманчивых предложений? И опять помог муж, взявший первоначальные переговоры с режиссерами на себя.
"ЛЕДЯНАЯ ВНУЧКА"
Светлана естественно продолжила карьеру сказочной героини. Ее полюбил снимать в своих картинах Борис Рыцарев, - «Принцесса на горошине» (1976), «Подарок черного колдуна» (1978), главная роль в «Ледяной внучке» (1980), «Ученик лекаря» (1983).
Выходя из образа сказочной героини, Орлова попадала в ретро-материал, - в дилогию по романам Константина Федина «Первые радости» (1977) и «Необыкновенное лето» (1979), в грим царицы Анастасии («Откровение Иоанна Первопечатника» (1991)).
Ее отличало здоровое отношение к происходящему. Орлова говорила: «Кино я восприняла как очередной подарок, которому, конечно, радуешься, но не зацикливаешься на нем. Не припомню, чтобы расстраивалась, если меня не утверждали на роль. Не случилось — значит, и не нужно».
Понятно спокойствие самодостаточного человека, - ведь Светлану знали и за границей, как модель Внешпосылторга, рекламирующей шубы, ювелирку, вологодские кружева.
"ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ"
Семейный союз омрачало лишь одно, - отсутствие детей. Когда же Света забеременела… Юрий скончался за два месяца до рождения сына.
Шел 1986 год. Отечественное кино начало путь в кооперативный жанровый беспредел, дабы загнуться на целое десятилетие.
В новой, совсем неласковой реальности Светлане пришлось освоить профессию тренера по аэробике. С 1992 года она руководит фитнес-клубом «Талия».
О российском кино отзывается с иронией.
Советское кино любит.
Фильмы с ее участием идут по телевизору с завидной регулярностью.
Комментарии (0)