Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».

Доброта, честность, свобода и моральные ценности, подкрепленные внутренними убеждениями, а не насаженные извне, — вот главные принципы воспитания Человека. С трудом верится, но такой метод воспитания существовал еще в Советском Союзе — именно его так яро пропагандировал педагог Симон Львович Соловейчик.

И хоть эти принципы резко отличались от тогдашних норм, насаждаемых строгими советскими педагогами с их бесконечным искоренением дурной природы в ребенке, «параллельная реальность» воспитания по Соловейчику не имеет цены и по сей день.

Вот в Азии учеба до сих пор схожа с подготовкой к Олимпийским играм, и дети, казалось бы, там невероятно умны и послушны, но редакция «Так Просто!» считает, что нет ничего правильнее и сильнее любви и уважения к собственному чаду! Счастливый, добрый и свободный ребенок — тот, что воспитан в любви.

Советская педагогика

Детские годы Симона Львович Соловейчика — это война и эвакуация. Потом была работа пионервожатым, а затем годы преподавания русского языка и литературы в библиотечном техникуме небольшого городка. Молодого учителя не радовали принципы, на которых была построена тогдашняя система образования. Жесткое, почти насильственное внушение коллективизма, товарищества, стойкости и полное пренебрежение к собственным чувствам никак не совпадали с идеалами, которые отстаивал Соловейчик.

«Любовь и совесть — кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком. Не все мы верим в силу любви и совести, сомневаемся даже в их существовании, но всякое их ослабление делает жизнь невыносимой. Для каждого в отдельности и для всех вместе», — писал Симон Львович в своей книге «Педагогика для всех».

Симон Соловейчик, отец троих детей, стал автором нескольких книг, в которых щедро делился своими взглядами на воспитание. Удивительно, насколько современны его мысли! Казалось бы, сегодня так учат лишь где-нибудь в школах Скандинавии. Но нет! Такие удивительные принципы воспитания были предложены еще советским педагогом Соловейчиком.

  • Свобода
    Внутренняя свобода — основа развития и ключевое понятие в трудах Соловейчика. По словам Симона Львовича, свободе научить нельзя, ее можно лишь воспитать. Свобода — это ни в коем случае не освобождение от дисциплины и не хаос. Свобода в школе — это драгоценное право ребенка мыслить вне рамок, иметь право задавать вопросы, чувствовать себя личностью.

    И такому может научить лишь внутренне свободный учитель. «…Дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им», — пишет Соловейчик.

    Снисходительное отношение, одергивание, принижение — путь разрушения интересов ребенка, а зубрежка и скучный материал и вовсе отбивают всякое желание учиться. Задачи, которые дает ребенку школа, должны быть для него трудными и одновременно вдохновляющими: малыш должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И загруженность по горло уроками и кружками — совсем не показатель этого.

  • Отношения между взрослыми и детьми
    «Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: “Ты меня зовешь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!”».

    Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.

    Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!

  • Самостоятельность как цель воспитания
    Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.

    «Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.

    Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»

  • Главная ценность — возможность развиваться
    «Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!

    И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или, наоборот, малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.

  • Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения. «Педагогика для всех» Симона Соловейчика — книга, которую мы рекомендуем почитать всем ответственным родителям, ведь написана она добрым и чутким педагогом от Бога.

    А как ты воспитываешь своих детей? Непременно делись с нами в комментариях.

    published on mirputeshestvij.ru according to the materials takprosto.cc

    Запись Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила». взята с сайта Мир Путешествий.


    Источник: Советский педагог Симон Соловейчик: «Чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила».
    Автор:
    Теги: Лайфхаки ребенок Азия Атмосфера бабушка

    Комментарии (34)

    Сортировка: Рейтинг | Дата
    Тамила Т
    "Жесткое, почти насильственное внушение коллективизма, товарищества, стойкости и полное пренебрежение к собственным чувствам..." - Симону Львовичу выпало время подобного воспитания, но я бы не обобщала все эти перегибы словами "советская педагогика". Мое поколение выросло в атмосфере (цитирую) "Доброта, честность, свобода и моральные ценности, подкрепленные внутренними убеждениями", мои родители никогда не стыдились своих детей (четверых), и мы росли счастливыми, смелыми, свободными, честными и морально здоровыми.
    Мария Пономарева 
    Так то родители. А как обстояли дела в школе? Учителя, возможно, в душе и согласны были с Соловейчиком, но система их обязывала "прививать чувство коллективизма" и прочее.
    Клара Иванова
    да ничего подобного, все как всегда, зависит от конкретных людей(учителей) у нас в школе учителя были разные, одни навязывали, другие учили, но общий фон был вполне доброжелательный, может поэтому только в нашем выпуске было 16 медалистов, 3 из которых золотых, чего не могу сказать об учителях школы, в которой сейчас учатся мои дети. чего только уже мы не испытали, спасает только переход из класса в другой класс, что бы найти более-менее хорошего учителя. а от навязывания татарского языка властями татарстана ничего не спасает. ни чести вам, ни свободы изучения, ни возможности развиваться. дети егэ по русскому "валят" потому, что татарского в школах больше чем русского. а после конфликта родителей с властями и школами обозвали это "изучением родного языка" и плевать, что в республике свыше 100 национальностей, у всех "родной" только татарский !!!
    Жамиля Касенова 
    В этой статье слово свободе в другом смысле употребляется. Свободно знать язык страны, где вы родились и живете, - это ваша обязанность.
    Клара Иванова
    язык страны, в которой мы живем - русский, но его "щемят" в пользу татарского. после этого дорога в вузы Москвы для большинства татарских и русских детей из татарстана заказана. если учесть, что на данный момент практически бОльшую часть бюджетных мест в вузы забрала москва, то нам остается только платный путь. вопрос за что??? я хочу, что бы мои дети учились в хороших вузах, но при этом не влезать в бешенные кредиты для этого. минимальный ценник в КФУ казани - 200 тыс. руб. в год. про какую вы там мне свободу говорите то??? не пойму я.
    Гур Арье
    Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
    а чем вам чувство коллективизма поперек встало - ближе "человек человеку - волк"?
    Helen Brown
    За что благодарна родителям: меня не «насиловали» кружками. По природе я тугодум, ничего не «схватываю
    налету», и люблю
    поразмыслить в одиночестве. Меня водили к учительнице музыки с 5 лет, но мне были интереснее итальянские музыкальные термины, чем игра на фортепиано, во время которой надо было молчать, а мне хотелось петь и говорить. И родители не стали «пихать» меня в музыкальную школу. Они развивали меня сами: мама наизусть знала добрую половину произведений Пушкина, хорошо шила и вышивала. Папа прекрасно пел, рисовал и владел многими ремёслами. Они были очень требовательными, но не внушали унизительного страза. Они мной гордились. И я была счастлива с ними, и это счастье со мной всегда, даже сейчас, когда они покинули этот мир...
    Ольга Родионова
    Вам повезло! А я чувствовала, что отец меня стеснялся, я тоже была тугодумом, а он был учителем по-образованию, правда, работал не по специальности. Он уже умер, а я не могу простить того отношения. Со своим ребёнком у меня все иначе. Я его понимаю и принимаю, таким, какой он есть. И в школе всегда старалась понять его поступки. Сейчас ему 24 и мы с ним большие друзья, хотя живем уже раздельно, у него своя семья.
    Мария Пономарева 
    Думаю, Вам стоило бы изучать итальянский язык, если Вам так нравились термины. Да и сейчас, возможно, ещё не поздно.
    Helen Brown
    Мои родители были технарями, а я - чистый гуманитарий, и мама ( математик) в особенности переживала, что я запоминаю с легкостью такие слова, как синус-косинус, тангенс-катангенс, секанс-косеканс, и даже пишу о них стихи, но не понимаю их значения. Легко учу формулы, словно иностранные слова, f=ma, p=mg, но не понимаю их смысла...Помню все названия химических элемнетов, но не понимаю, как происходят реакции. А, оказывается, я обычный полиглот, и с легкостью учу иностранные языки...
    Helen Brown
    Да! Английский и немецкий я выучила в вузе. Финский - с 54 до 63 лет в Хельсинкском летнем университете, французский - с 64 до 68 в Альянс франсэз на курсах, и собираюсь с осени идти на курсы итальянского...
    Елена Корелова 
    Как это прекрасно-когда ребёнок счастлив в своей семье. И как же это просто и вместе с тем сложно-обеспечить ему такое счастье. Я тоже была очень счастлива со своими родителями. Воспитывая сына, часто вспоминаю их-как они поступали в том или ином случае, что говорили или делали-и применяю это. Удивительно. Как будто папа и мама, будучи 3а гранью их 3емного бытия, ведут меня и помогают мне. Моя к ним любовь и благодарность бе3гранична.
    Римма Ситдикова 
    Очень правильно написано. Только внутренне свободный человек может созидать.
    Виктория Деревянко 
    Вот интересно,а учителя с такими правилами знакомятся? Почему родителям все время все вокруг дают советы.Нужна статья для педагогов в которой нужно объяснять как им нужно вести себя с детьми.
    Юлия Куба
    Педагоги вообще выходят из институтов совершенно далёкими от психологии. У меня отчасти педагогическое образование, и могу признаться, что в институте психологии почти не уделяется внимания, а ведь это одно из важных знаний, хотя бы для того, чтоб не навредить своим воспитанникам и ученикам
    Людмила Тамаровская 
    У Соловейчика есть книга "Учение с увлечением"и для родителей, и для учителей,воспитателей.
    Ольга Полярус 
    Есть одно простое правило - делай, как я. Дети берут подсознательный пример с родителей, которые до определенного возраста являются для них образцом и идеалом. Если ты куришь, то довольно трудно требовать, чтобы ребенок не курил). Если врешь - не удивляйся, когда твое дитя тот же метод применит к тебе. Если заботишься о своих родителях, то в большинстве случаев и твои дети не забудут о тебе в старости.
    И да - бесконечное терпение, выдержка, любовь, принятие своих детей такими, какие они есть - с сильными и слабыми сторонами. Важно не подменять их мечты своими, подпихивая для реализации то, что не смог сам когда-то. НЕ трансформировать свое "так надо жить" на них - это свободные личности и как надо жить им, они разберутся сами. Понадобится твой совет - придут и спросят. А если не придут и не спросят, значит, все хорошо - справились сами). Так я воспитываю своих сына и дочь. Сейчас им 23 и 19 лет. Результатами я лично довольна.
    Татьяна Пальчунова 
    Только понимающий человек, сможет правильно применить принципы воспитания автора.
    Елена Ермакова 
    Соглашусь с каждым словом автора. Книгу надо просчитать
    Татьяна Иванова
    Спасибо за советские фотографии!!! Потрясающе! Мы были свободны 70 лет и не знали об этом...
    Ирина :)
    Согласна, так нужно воспитывать детей.
    Но неприятно читать, что эти правила шли вразрез с советской системой воспитания.
    Фотографии, которые автор разместил в статье, они как раз из советских времен.
    И на этих фото - свободные, счастливые, умные дети.
    Они и товарищами были хорошими, и учеными, и рабочими.
    При нынешней "правильной", по мнению автора, системе воспитания что происходит с нашими детьми?
    Одна часть - наркоманят, пьют...
    Другие как раз позапиханы во всевозможные кружки...
    Елена Корелова 
    Точно. Фотографии потрясающие.
    Ольга Томашунас
    Учитель в пединституте проходит такие дисциплины как возрастная психология и другие полезные для педагога предметы. Однако , одни принимают, изучают, развивают в себе полученные знания, а другим "случайным" людям в педагогике начихать на все!!!! Вот они приходят потом губить наших детей!
    Вера Лесникова
    Скольких у вас погубили? Соловейчик не столько об учителе писал, сколько об обществе. Ячейка общества-семья, все идёт оттуда, видим свою вину, но не признаемся ни за что, а вот школа, спихнем все на неё, стерпит...
    Юлия Куба
    "Доброта, честность, свобода и моральные ценности"...- а потом выходит человек с этими ценностями в жизнь и видит, что все вокруг ворье и злыдни)))
    Марина Журакова
    Далеко не все ворье и злыдни! Зачем так обобщать? Люди очень разные.
    Helen Brown
    Учителя...по распределению я работала в областной школе, гдетосновным контингентом были детдомовские дети, их родители были лишены родительских прав из-за пьянства и проституции...В классе было около 50 человек, а учебник написан автором, который, видимо, если и давал какие-то уроки в своей жизни, то в сугубо блатной школе с несколькими учениками в классе. У меня было 36 часов и классное руководство. Когда я пришла на методическую консультацию в свой вуз, мне сказали, что мой случай нетипичен... это был 1975 год.
    Алла Дубинина 
    Все это вроде правильно- но эта свобода за счет обязаностей других людей.Это так воспитывают в ИЗРАИЛЕ СВОИХ ОТПРЫСКОВ - ТЫ ГЛАВНЫЙ НА ПЛАНЕТЕ, ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ И НЕ ОБРАЩАЙ ВНИМАНИЕ НА ТРУДНОСТИ ГОЕВ- ТО ЕСТЬ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ РЯДОМ ЖИВУЩИХ...
    Елена Фаррахова
    Все знают как воспитывать детей, но не все эти знания применяют.
    Гур Арье
    Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
    СВОБОДА ЕСТЬ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. Лучше еще никто не сказал
    Анна Казакова
    Захотелось почитать Соловейчика в оригинале!
    Написать комментарий:
    Напишите ответ :

    Выберете причину обращения:

    Выберите действие

    Укажите ваш емейл:

    Укажите емейл

    Такого емейла у нас нет.

    Проверьте ваш емейл:

    Укажите емейл

    Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

    Ваши данные удалены

    Просим прощения за доставленные неудобства