картинка с сайта tvcenter.ru
10 января ушел из жизни Михаил Державин (1936-2018), актер неотделимый в общественном сознании от своего коллеги по скетчам Александра Ширвиндта. Их дуэт просуществовал прорву лет и ни разу даже тучка негатива не касалась ребят, они счастливо веселили народ.
На мой взгляд, происходило это потому, что Державин четко понимал свое если не подчиненное, то все-таки не такое яркое место, которое занимал в дуэте Ширвиндт. Ширвиндт выглядел сочнее, колоритнее, наглее, народ его знал не только по эстраде, но и по киношным ролям в «Иронии судьбы…», «Небесных ласточках», «Вокзале для двоих». В активе же Державина имелась только всенародная роль Пана Ведущего в «Кабачке 13 стульев», но к году 1980-ому этот проект приказал долго жить, причем не только потому, что его распустили директивой сверху, он уже и времени не соответствовал.
В театре Сатиры Державин и Ширвиндт одинаково получали достойные роли, но много ли театралов находилось среди телезрителей новогодних огоньков и «Утренних почт».
В дуэте с Ширвиндтом Державин правильно и филигранно оттенял буффонность своего партнера, не капризничал, не якал. Благодаря мудрым отношениям ребята выступали вместе свыше полувека.
А что там было с кино?
Режиссеры не стремились задействовать дуэт Ширвиндта и Державина широко, но попытки такие случались.
Первый раз они появились вместе в комедии Павла Арсенова «Спасите утопающего» (1967). Ширвиндт играл экскурсовода, Державин иностранного туриста Квадрачека (привет, Польша и кабачок со стульями).
"СПАСИТЕ УТОПАЮЩЕГО"
Глядя на бурно развивающуюся карьеру партнера, Державин все же сетовал: «Около десяти лет я пробавлялся небольшими ролями в … быстро забываемых зрителем кинокартинах», но быстро спохватывался: «Зато вовсю снимался в так называемых фильмах-спектаклях, то есть в телевизионных версиях спектаклей с моим участием — и они транслировались по центральному телевидению на многомиллионную аудиторию СССР. … Участвовал в телевизионных бенефисах Ларисы Голубкиной и Савелия Крамарова».
В «Бенефисе Ларисы Голубкиной», равно как и в ряде телевизионных спектаклей, Державин появлялся вместе с Ширвиндтом, но мы сейчас рассматриваем только «Большое кино».
А в большом кино визитной карточкой, как Державина, так и Ширвиндта стала экранизация, предпринятая Наумом Бирманом «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Кроме двух друзей там играл третий, - Андрей Миронов. Женское трио составили – жена Миронова Лариса Голубкина, Алина Покровская и Ирина Мазуркевич.
На выходе получилась культурная картина с песенками, дающая шаржированный образ англичан, такой привычный по литературе «а–ля мистер Пиквик». Я к этой картине равнодушен, но фанатов у нее не мало, иначе чем объяснить, что «Трое в лодке, не считая собаки» с телеэкранов не слазит.
В 1991 Ширвиндт и Державин появились в комедии Аллы Суриковой «Чокнутые», но еще до этого в 1990 вышел хит не хит, но широко прошедшая по экранам страны кооперативная комедия Анатолия Эйрамджана «Бабник» (1990). Эта картина была еще ничего, если брать в расчет дальнейшую продукцию сего режиссера. Ширвиндт после «Бабника» с Эйрамджаном больше не работал, а Державин стал его штатным актером: «Моя морячка», «Новый Одеон», «Жених из Майями», «Третий не лишний», «Импотент», «Ночной визит», «Примадонна Мэри», «Агент в мини-юбке». В четырех из этих фильмов (включая «Бабника») Державин снимался с женой Роксаной Бабаян.
Странно, но самому Державину эти фильмы нравились. «Моей морячке» он прямо таки панегрик пропел, имея, правда, ввиду не режиссера, а себя и своих коллег:
«Есть на свете особая категория фильмов, сюжета в которых практически нет, но игра актеров, их харизма создают такое неповторимое настроение, что их хочется пересматривать снова и снова! Фильм «Моя морячка» — один из них. Его невозможно смотреть, не улыбаясь, а после просмотра на душе остается приятный осадок. Причина тому — харизма отлично подобранного актерского состава!»
"БАБНИК" (картинка с сайта dexten.ru)
Таковы совместные фильмы Державина и Ширвиндта, не ставшие столь же яркими, как их скетчи, а жаль.
Комментарии (0)