"ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН"
22 октября родился Николай Боголюбов (1899-1980).
Писать об этом актере сложно, поскольку мало кто Боголюбовым интересовался. С ветрами оттепельных перемен, его (лауреата аж шести сталинских премий) поспешили сдать в утиль.
Это с одной стороны, а с другой, я уже об этом говорил, - само кино эпохи великого кормчего все больше имеет культурологическое значение, не будучи вписанным в живой контекст. Знают Орлову и Александрова, Пырьева с Ладыниной, «Чапаева», «Подкидыш», «Василису Прекрасную». Пожалуй, все. Уже Алейникова (
А личность это интересная, поскольку Боголюбов (по моим интуитивным, каюсь, представлениям) не мог не ощущать двойственности своего положения, живя с расколотым сознанием.
"ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Начинал Боголюбов в театре Мейерхольда, где играл-репетировал Скалозуба, слугу Хлестакова — Осипа, Присыпкина. Звездой Мейерхольда подобно Гарину или Ильинскому он не стал, но находился в первых рядах преданных мастеру учеников (
Особенностью Боголюбова, вознесшей его в самые выси, было соответствие образу современного героя, - большой, сильный, простодушный выходец из народа, работающий в трудное «сегодня» для счастливого «завтра».
Снявшись у Барнета в «Окраине» Боголюбов появился в фильме Фридриха Эрмлера «Крестьяне» (1934) в роли партийца с говорящими отчеством Миронович («Киров»). Затем был блокбастер тех времен «Семеро смелых» (1936), где он играл начальника зимовки.
"ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН"
Визитной карточкой Боголюбова стал образ Шахова, воплощенный в фильме Эрмлера «Великий гражданин» (две серии; 1937-1939). «Великий гражданин» снимался как социальный заказ с самого верха и рассказывал о гражданской войне истинных партийцев с приспешниками Троцкого. Шахов, прототипом которого стал Киров, до поры до времени вербально спорил с врагами, пока в финале его не убивали, прямо во время трибунного выступления. Враги трактовались вроде неоднозначно, - умные, хитрые, интеллигентные, но весь лоск с них слетал, когда к ним применялась физическая сила. Мной при просмотре запомнились не споры, вполне себе беспредметные, а как менялся в лице вражина, становясь жалким, будучи отшвырнутым в угол.
Нынче «Великий гражданин» оценивается как концептуальное высказывание, ориентируясь на которое можно (хотя бы приблизительно) понять, как трактовались политические процессы 1937 года Сталиным.
Может, и об этом при случае поговорим, сейчас речь о Боголюбове.
В одночасье он стал любимцем власти. Причем, в момент когда театр Мейерхольда разогнали, а самого учителя посадили, дабы расстрелять. Экранный Шахов громил с трибун врагов народа, реальный Боголюбов пытался отстоять Мейерхольда на собраниях. В это же время исключенный из партии драматург Афиногенов, ведет потрясающий дневник, где пытается совместить два противоположных постулата, - «Я ни в чем не виноват!» и «Партия во всем права!» Таково было, работающее на разрыв сознания, время.
Защитники Мейерхольда потерпели крах, но Боголюбов остался в фаворе, что еще раз свидетельствует, - репрессивный аппарат функционировал по собственной логике, где не малую роль играл абсурдный случай. Неоднозначного Афиногенова восстановили в партии, поклонника мейерхольдовской системы Боголюбова приняли в штат главного государственного театра МХАТ.
В РОЛИ ВОРОШИЛОВА ("ТРЕТИЙ УДАР")
Едва появился институт сталинских премий, актер начал их получать. В 1941 его наградили за «Великого гражданина» (еще до этого актер получил за картину орден «Знак Почета»). После войны награды посыпались на Боголюбова тяжелым дождем за роли в современных пьесах, ставших жупелом тогдашней сцены. За «Зеленую улицу» Сурова, за «Чужую тень» Симонова, за «Офицер флота» Крона и «Победители» Чирскова (
А как воспринимал игру в просталинских нетленках Чиаурели «Клятва» (1946) и «Падение Берлина» (1949)? Как относился к последней своей работе с Чиаурели «Генерал и маргаритки», на которой с удовольствием потоптались либералы?
"СЛУЧАЙ НА ШАХТЕ НОМЕР ВОСЕМЬ"
Сразу после «Великого гражданина» Боголюбов сыграл наркома Ворошилова в блокбастере «Ленин в 1918 году». Эта роль стала для него серийной. Пришлось изображать Ворошилова в фильмах «Первая конная» (1941), «Александр Пархоменко», «Оборона Царицына» (оба 1942; за «Оборону Царицына» последовала еще одна Сталинская премия), «Третий удар» (1948), озеровском «Освобождении» (1970).
К оттепели Боголюбов подошел в возрасте 50+ и даже успел сыграть нового героя в фильмах Владимира Басова «Случай на шахте номер восемь» и «Жизнь прошла мимо», однако самый знаковый фильм с его участием, тот самый «Великий гражданин», был вычеркнут из широких показов вплоть до перестроечного времени.
По любому у Боголюбова не могла не возникнуть переоценка ценностей. Опять же, как она протекала? Неизвестно, в свою жизнь актер никого не пускал, кроме родных.
Едва дотянув до пенсии, он уволился из МХАТа, оказавшись запертым в узком кругу, - жена, сын, невестка, внук…
Но и там началась печаль.
ЮРИЙ БОГОЛЮБОВ В ФИЛЬМЕ "ВАСЕК ТРУБАЧЕВ И ЕГО ТОВАРИЩИ"
Сын актера Юрий Боголюбов (1928-1975) окончил школу-студию МХАТ и сделал ставку на кино, проиграв в театре всего два сезона. На большой экран его вывела дилогия «Васек Трубачев и его товарищи» + «Отряд Трубачева сражается», где начинающий актер сыграл учителя. Дальше был целый ряд картин, работа в озвучке (главная мужская роль в «Есении» продублирована Боголюбовым-младшим).
В возрасте 47 лет Юрий скончался, а вслед за ним ушла и мать. Боголюбов остался на попечении невестки и внука.
Умер в 1980, не оставив мемуаров.
Светлая память!
Комментарии (0)