Роскошный портрет императрицы Елизаветы Петровны австрийского художника Преннера в зале Третьяковки затмевает все остальные портреты. Он царствует здесь как яркая демонстрация стиля эпохи Елизаветинского барокко. Художник использует в этом портрете все приёмы стиля барокко — помпезность композиции, яркость и насыщенность колорита, пышность одежды, выразительность детали. Пышные пионы и царственные розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки и яркие маки, не просто придают праздничность изображению, но и насыщены аллегориями.
Австрийский живописец Георг Каспар Иосиф фон Преннер, прибыл в Россию в 1750 году по запросу М.И.Воронцова, которому для императорского двора был нужен "сильный портретист". Преннер родился в Вене около 1720 года, а умер в Риме. Происходил из семьи живописца Преннера. Когда ему было 22 года, уехал в Италию, и там писал композиции для римских церквей в традициях барочной живописи. Будучи придворным живописцем русской императрицы, Преннер до 1755 года находился в Санкт-Петербурге, где создал этот оригинальный портрет Елизаветы Петровны. В 1754 году, когда был написан портрет, императрице исполнилось 45 лет. Елизавета Петровна изображена при царских регалиях: на ней корона, орден Андрея Первозванного, в руке сипетр, перед ней — Держава, она в платье, соответствующем царскому выходу, в горностаевой мантии.
Георг Каспар Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754. . Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Елизаветы Петровны, конечно, парадный, царский, императорский, но уникальность его в русском искусстве заключается именно в царском цветнике, который окружает образ Елизаветы Петровны.
Над головой императрицы – большой подсолнух. Если вспомнить о том, что в XVII веке французский король Людовик XIV уподоблялся солнцу, то понятно главенство цветка, который всегда поворачивает свой лик вслед за светилом. В какой-то степени подсолнух — это символ королевской власти. Известно, что подсолнух попал в Россию только при Петре Великом. Как редкостный цветок, он сажали в Москве около Кремлёвских стен.
Доминирует в венке царица цветов — роза: тут и красная — классический символ земной любви и страсти, и розовая — символ элегантной женщины в расцвете красоты. Белая роза олицетворяет собой небесное совершенство, а жёлтая — это цветок удачи. В то же время жёлтый цвет — это золото. И конечно, есть пасcифлора "Кавалерийская звезда".
Цветки декоративной пассифлоры перекликаются с орденской звездой Андрея Первозванного на груди Елизаветы Петровны.
Ещё один представитель такого царского цветка — это тюльпан. Причём живописец отлично знает самые разные сорта тюльпанов — тут и большие и маленькие, с удлинёнными венчиками и выгнутыми лепестками, фантастической окраски — снежно белые, ярко-красные, пёстрые, в полосочку, один даже бархатисто-фиолетовый. В этой цветочной массе есть и гвоздика, её называли "Цветок Зевса", рябчик или "Императорская корона".
В венок вкраплены цветущие маки небывалой красоты. В данном случае мак олицетворяет неувядаемую молодость и женское очарование. Елизавета Петровна любила смехи и забавы, она была из самых весёлых императриц, большая модница, любила охоту, итальянскую оперу, пение. На этом фрагменте кроме известных цветов изображено очень интересное растение — как будто расцвёл какой-то початок кукурузы в синих лепестках.
Растение не опознано!
Первоначально портрет находился в родовом имении графов Воронцовых — Андреевском, которое славилось своей картинной галереей, прекрасным дворцом, парком, замечательной библиотекой и театром. Последней владелицей имения и этого портрета была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова. После революции эта работа попала во Владимирский музей, а уж затем в Третьяковскую галерею. Ранее картина выставлялась только на выставках, а теперь наконец украшает один из залов Третьяковки.
published on
Запись
Комментарии (0)