Сделаем шаг в сторону от героя Мягкова (
«Оглянись!», вписываясь в контекст драм о трудных подростках, резко выделялась на фоне жанра, ибо рассматривала подростковый бунт не с точки зрения социологии, а рассказывая вполне фрейдистскую историю.
Сценарий Эдуарда Володарского хлестко назывался «Негодяй», ибо как еще обозначить главного героя, который доводит маму до попытки самоубийства.
Погодим, однако, с выводами, занявшись препарированием семейного конфликта.
Сын и мама
Итак, вводные данные.
Мать (Анастасия Вознесенская) родила сына Виктора (Дмитрий Щеглов) от ненадежного ровесника мажорного типа, который вариант женитьбы даже не рассматривал, предлагая денег на аборт. Закончившая школу с золотой медалью, лучшая студентка курса оказывается отброшенной в мир пеленок и молочной кухни, но тут ей улыбается в тридцать два зуба счастье. Героиня женится на своем преподавателе, ученом с именем, старше на девятнадцать лет. Дядя усыновляет парнишку и для мамы начинается весьма привольная жизнь, где она не работает, закинув диплом за шкаф, а только блистает в обществе, отмечая в сознании завоеванные мужские сердца.
Как говорит один из вечных поклонников женщины: «В молодости ты слишком сильно любила себя».
Удивительно ли, что больше всего героиня боится старости?
Удивительно ли, что к сыну она проявляет дуболомное равнодушие, даже не желая прервать отпуск, когда ребенок валяется со скарлатиной?
А что там с негодяем?
Каковы его негодяйские поступки?
Кстати, на вопрос: «А кто мой отец?» парень получает от мамы ответ: «Негодяй… И я не хочу, чтобы ты даже знал его имя».
Хм… Негодяй, сын негодяя.
Звучит…
Меж тем, у парня просто происходит разрыв шаблонов, когда он узнает, что отец ему не родной.
И здесь я его понимаю, поскольку также пережил слом в бунтующие пятнадцать, когда мать после смерти отца стремительно выскочила замуж за первого попавшегося лимитчика. Скорость брака была обусловлена тем, что жениха, армянина на семь лет младше матери, высылали из Москвы. У меня в голове это не укладывалось, я счел происшедшее предательством памяти отца. Родственники меня поддержали по причинам более прозаическим — никто из них даже не пытался рассмотреть хороший сценарий, рисуя картину быстрого развода и раздела жилплощади. Мой бунт был поддержан воплями бабушек и дедушек, теток и братьев: «Они оставят ребенка без квартиры!». Для мамы началось очень тяжелое время. Но сценарий вышел хороший, мама с отчимом до сих пор вместе.
Ну, это так, к слову.
Герой «Оглянись» не типичный обсевок старшеклассника тех лет. Он жалеет бездомных животных, любит Бетховена и Рахманинова, ввертывает в разговор Христа, в курсе проблематики мировоззрения Льва Толстого. Где это видано, где это слыхано, чтобы школьный конфликт разгорался из-за толстовства, которое кажется герою лицемерным, отчего в портрет великого старца летит тряпка. Здесь бы учителю литературы порадоваться, такие страсти кипят по его предмету!, а он чего-то квакает о бездуховности.
С другой стороны, герой явно замешан на агрессии и уже взял за правило: кулак — лучшее убеждение. Биологического отца он находит только чтобы ударить; бьет одноклассника; психолога (Андрей Мягков), который, по его мнению, оскорбил мать, тоже ждет соприкосновение с асфальтом. Все что агрессии сопутствует прилагается, - молодежные крикливые вечеринки, алкоголь, хамство, вытягивание из матери денег, хождение по криминальной кромке.
Повторюсь, данная история понятна. Не знающий материнской любви ожесточился, а навык адаптации с миром еще не наработан.
Как сказано у Акутагавы:
«Более девяноста процентов людей от рождения лишены совести.
Трагизм нашего положения в том, что либо по молодости лет, либо из-за недостатка опыта, прежде чем мы приобретаем совесть, нас обзывают бессовестными негодяями.
Комизм нашего положения в том, что либо по молодости лет, либо из-за недостатка опыта, после того как нас назовут бессовестными негодяями, мы наконец приобретаем совесть».
Главное, ведь видно, - Виктор мать любит. Без любви всего сыра-бора вообще бы не случилось.
А вот мамаша дело другое.
Посмотрим на эту несчастную.
Основная ее незадача - очнуться после смерти мужа, и подивиться на какие пустяки оказалась жизнь растрачена. Судьба героини Вознесенской предупреждение всем барышням, желающим чистить перышки в золотой клетке. Когда муж или судьба из золотой клетки вышвырнут, вы окажетесь в положении незавидном.
Героиня признается: «Сижу в отделе, ничего не делаю… Скука, тоска. Я ведь и специальность свою давно успела позабыть…», а на предложение старого друга: «подыскать что-нибудь другое», констатирует: «Что? Меня даже медсестрой в твою больницу не возьмут».
Будь эта женщина клушей и только, она бы имела шанс воспитать спокойного ребенка, но сын мешал чувствовать себя молодой и желанной, подчеркивая уходящий поезд возраста. Данные обстоятельства вскрывает психотерапевт, устраивающий матери форменный допрос, во время которого героиня столь резко отрицает наличие измен мужу, что возникает мысль: «И это было».
Героиня и без психотерапевта может обозначить свою проблему.
«Иногда начинаю думать, и становится страшно, кричать хочется. Зачем родилась? Для чего? Ведь я школу с золотой медалью кончила. В университете одной из первых была. И для чего все это? Чтоб остаться одной, никому не нужной? Неужели в этом был смысл моего рождения? Ведь я еще далеко не старуха, а на душе пустота…»
Насчет «остаться одной, никому не нужной». Вы об чем раньше думали, мадам, когда на югах отдыхали, а ребенок больной валялся? Перед нами женщина жившая вполне безмысленно, эгоистичная хавательница ярких впечатлений. Чуть оправдывает ее лишь незрелость души, она сама не понимала насколько нужна ребенку поддержка не виде пирожка, а в ощущении тяжести теплой руки на макушке. Вот и… «Что выросло — то выросло».
Только в том и дело, что «не выросло», не успело расцвесть, примириться, понять и простить, оглянуться, короче говоря. Но все шансы встать на правильную дорогу у школьника есть, здесь мама постаралась, прибегая к радикальному средству попытки суицида, другого способа достучаться не найдя. В финале любящие друг друга люди начинают сложный путь друг к другу и у них есть все шансы на взаимопонимание.
А о герое Мягкова мы еще будем говорить.
Комментарии (0)