11 октября этого года скончалась Анджела Лэнсбери (1925-2022), которая шестнадцатого числа того же месяца могла отметить очередной день рождения.
В России, да и во всем мире, Лэнсбери известна главным образом по сериалу «Она написала убийство», и мало кто знает, что карьера ее началась еще во времена Золотого века Голливуда.
Вот об этом и поговорим, выясняя, - почему Лэнсбери, имея при удачном старте все шансы стать кинозвездой первого ряда, потерпела в молодости фиаско.
Анджела не была выскочкой из низов, щеголяя происхождением из сливок общества. Ее мать, неудачливая актриса, могла бегать по кастингам, не думая про покушать, ибо деньгами ее снабжал папа, - преуспевающий адвокат. Когда мама удачно вышла замуж, главным в семье оказался дед Анджелы со стороны отца, - глава партии британских лейбористов Джордж Лэнсбери. Отец, Эдгар Лэнсбери, тоже занимался политикой, заигрывая с коммунистами. К сожалению, и папа, и дедушка, рано ушли из жизни.
Лэнсбери воспитывалась среди людей левого толка, которые исповедовали демократизм, плюя на великосветские условности. Это ей очень помогло, когда она очутилась в Нью-Йорке. С другой стороны, британская сдержанность не позволила Анджеле утонуть в пороке, который кружился рядом.
Я уж не знаю какими судьбами воспитанная девушка оказалась в самом центре гей-культуры. Возле нее мелькали манерные личности и первый брак Лэнсбери оказался браком, так сказать, для «бороды». В свои девятнадцать она прикрыла 35-летнего актера Ричарда Кромвелла, над которым висела угроза конца карьеры за нетрадиционную ориентацию.
"ГАЗОВЫЙ СВЕТ"
Общительная мать познакомила дочку со сценаристом Джоном Ван Друтеном (геем), который работал над детективным триллером «Газовый свет» под режиссурой Джорджа Кьюкора (гея). Создание этого фильма особая история, - пьеса была экранизирована британскими кинематографистами, и Голливуд занялся планомерным уничтожением первоисточника, изымая конкурентные копии из проката. Лэнсбери получила в «Газовом свете» роль служанки, пособницы злодея-манипулятора, который хочет свести жену с ума, дабы завладеть сокровищами.
«Газовый свет» стал хитом и фаворитом оскаровской церемонии. Номинацию на «Оскар» получила и Лэнсбери, добившись в девятнадцать лет за дебютный фильм результата к которому актрисы идут десятилетия.
Самая богатая и влиятельная студия Голливуда «МГМ» подписала с ней стандартный семилетний контракт.
На самом деле этот контракт представлял собой кабалу, ибо актера покупали с потрохами. Он не имел права отказываться от предложенных студией ролей; сниматься без разрешения на других студиях; играть без разрешения на театральных площадках. Порой студия не понимала, что с контрактником делать, маринуя его годами в шезлонге у бассейна. Разорвать кабальный контракт актеру было практически невозможно, а вот студии легче легкого, - каждые полгода условия пересматривались.
"ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"
Для Лэнсбери начало выглядело многообещающим. После викторианского «Газового света» последовала еще одна драма прошлых веков. В экранизации «Портрет Дориана Грея» (1945) Анджела сыграла певичку из клуба, что становится жертвой коварного и бездушного красавчика. Снова последовала номинация на «Оскар». С «Оскаром» Лэнсбери прокатили, зато она получила «Золотой глобус».
Обратим, однако, внимание на следующее: «Газовый свет» и «Портрет Дориана Грея» не были фильмами Анджелы Лэнсбери. После этих картин ее амплуа зафиксировалось на ролях «Тень героини». И вот в фильме «Национальный бархат» (1944) Лэнсбери играет старшую симпатичной девчушки (
Нередко роли были отрицательные, - влияние дебютного «Газового света». Так в «Если придет зима» (1947) Лэнсбери играла бездушную жену главного героя.
Дошло до абсурда, - Лэнсбери начали поручать возрастные роли. Так в ленте Фрэнка Капры «Состояние единства» (1948) она играла любовницу героя Спенсера Трейси, тогда как роль его возлюбленной досталась актрисе предыдущего поколения Кэтрин Хэпберн. Спору нет, Кэтрин подходит Спенсу, они и в жизни были парой, но зачем 23-летнюю Лэнсбери, вынудили изображать 45-летнюю особу? Какая выгода была студии, что Лэнсбери воспринимали дамой в возрасте и, судя по ряду зрительских писем, считали сорокалетней?
Сама Лэнсбери видела себя энергичной экранной героиней не без юмора, держа за образец Джин Артур, но по ее словам «мистер Майер продолжал изображать меня продажной стервой».
ГЕРОИ "СОСТОЯНИЯ ЕДИНСТВА" (КРАЙНЯЯ СЛЕВА КЭТРИН ХЭПБЕРН РЯДОМ СО СПЕНСЕРОМ ТРЕЙСИ. КРАЙНЯЯ СПРАВА — ЛЭНСБЕРИ. КРОМЕ ТОГО НА СНИМКЕ ПРИСУТСТВУЕТ ВАН ДЖОНСОН)
Дотянув до конца семилетнего контракта, Лэнсбери не стала его продлевать, перейдя на положение внештатной актрисы. Она, наконец, играла главные роли, заявив себя злодейкой нуара в «Жизни на кону» (1954) и «Пожалуйста, убей меня» (1956), но все как-то не выстреливало. Самой известной постановкой 1950-ых с участием Лэнсбери стала красочная комедия «Придворный шут», где блистал похожий на молодого Евтушенко Дэнни Кэй.
В общем, из периода «Золотого века» актриса вышла с огромными репутационными потерями.
Реабилитироваться удалось картиной «Манчжурский кандидат» (1962), за которую Анджелу вновь номинировали на «Оскар» и вручили второй «Золотой глобус». После этой картины Лэнсбери сделала окончательный выбор в пользу театра, чтобы через двадцать с лишним лет триумфально вернуться в телевизор с сериалом «Она написала убийство».
Но это уже другая история.
Комментарии (0)