В индийской сказке один осёл позавидовал собаке: «Хозяин любит ее больше всех, а на меня и внимания не обращает, хоть я вожу его, ношу грузы, стараюсь-надрываюсь. Наверное, это оттого, что собака — подлиза. Она виляет хвостом, скачет перед хозяином, на колени к нему прыгает. Надо и мне так сделать, может, хозяин меня полюбит».
Вот хозяин вернулся с поля домой и сел на стул во дворе. Осёл прыгнул на него, хвостом виляет, пытается забраться к нему на колени да орет диким голосом, изображая приветливый лай. Хозяин со страху заорал, и хрустальная мечта осла стать любимым животным так и осталась мечтой.
Эта сказка отражает величайшую несправедливость по отношению к ослу. За что его ославили глупцом — совершенно непонятно. Почему-то поступки ослов всегда сравнивали с поступками других животных. Например, известная привычка ослов замирать на месте, если им что-то не нравится.
За это их ругают и ставят в пример послушную лошадь. Лошадь действительно поступает наоборот: тут же срывается с места и бежит, что не очень-то разумно в горной местности. Не сосчитать, сколько коней сорвалось в пропасть там, где осёл замирает и осторожненько пятится, выходя из опасного места. Ну и кто умнее?
Осёл меньше лошади, но может нести на спине до 130 кг (лошадь в среднем 70—80 кг). У осла прочные копыта, подковы ему не нужны даже в горах. И что, это признак глупости?
В древности осёл пользовался заслуженным уважением. И немудрено: лошадей еще толком не одомашнили, ослы выполняли всю их работу — пахали, возили разные грузы (это было около 6 тысяч лет назад). Предком большинства домашних ослов был дикий африканский осёл, до сих пор живущий в пустынях Южной Нубии и Сомали. Шумеры — жители древней Месопотамии — одомашнили другого осла, азиатского, но потом лошадь вытеснила осла из человеческих хозяйств.
Герои Библии относились к ослам хорошо. На них ездили Авраам, Моисей и другие патриархи и цари. В Древней Греции ослов посвящали Дионису, богу плодородия и виноделия.
В Риме осёл был священным животным богини домашнего очага Весты. Осёл считался лекарственным животным: знаменитый греческий врач Гиппократ лечил ослиным молоком множество болезней. А Плиний Старший (23—79 гг. н. э.), писатель и государственный деятель Рима, советовал лечить головную боль водой, которую пил осёл.
Скорее всего, осёл начал считаться глупцом в Средневековье, когда идеалом животного признали коня — спутника западного рыцаря, верного друга восточного воина. Чтобы оттенить ум и благородство коня, ослу в сказках стали придавать черты дурня. Нет числа сказкам про то, как осла одурачили все кому не лень — лиса и волк, вол и конь, заяц и ворона.
Но в восточных сказках нет-нет да и промелькнет след прежнего уважительного отношения. Например, в одной индийской притче рассказывается, как верблюд и осёл решили перейти реку. Верблюд дошел до середины и говорит: «Брат осёл, что ты робеешь? Здесь совсем мелко, мне по брюхо». — «Тебе мелко, по брюхо, а меня с головой скроет», — возразил осёл и не пошел в воду. И далее рассказчик предлагает следовать примеру осла и быть осторожными и благоразумными.
Маленькие ослики очень фотогеничны
Неожиданно после долгих веков несправедливого отношения осла оценили наши современники. Но лучше бы они этого не делали — ослам бы жилось лучше. Потому что из-за положительных качеств осла — упорства, осторожности, выносливости — им заинтересовались военные.
Военный советник Советского Союза в Ираке описывает в 80-х годах, каких замечательных успехов добились иракские дрессировщики. Ослы после обучения могли пройти сквозь минное поле и не подорваться, могли взорвать важный стратегический объект врага (например, не вообще любую машину, а именно ту, фотографию которой им показали).
Там, где другое животное испугается и всё перепутает, осёл пойдет до конца. Есть сведения, что во время ирано-иракской войны при помощи осла был уничтожен один из иранских генералов. А во время «Бури в пустыне» ослы иракской армии взорвали американскую батарею зенитных ракет «Пэтриот» и армейский склад горючего.
Осёл может работать шпионом. Проглотив маленькую капсулу, которая «подслушивает» звуки в радиусе 3 км, осел подходит к месту скопления техники или к штабу… кто будет таиться от глупого ишака?
Более гуманная военная профессия осла — санитар. В 1997 году австралийский Красный Крест отметил заслуги ослов, служивших в армии в военную кампанию 1915—1916 годов. Ослик Мерфи, который вынес тысячи раненых солдат с передовой в полевые госпитали, получил даже награду. Правда посмертно.
Самая знаменитая ослица
Это упомянутая в Библии Валаамова ослица. На ней ехал к царю моавитов прорицатель Валаам. Он не для развлечения ехал, а по делу — проклясть израильтян. Трижды ангел с огненным мечом преграждал ему путь. Но Валаам по нечестию своему не мог видеть ангела.
А его ослица, будучи добродетельным животным, отлично видела ангела и так возмутилась слепоте хозяина, что заговорила. Валаам удивился (его можно понять) и от удивления вместо проклятия наслал на израильтян благословение.
С тех пор валаамовой ослицей называют внезапно заговорившего молчаливого человека, которого считали глупцом, а он сказал что-то умное. Или наоборот, человек неожиданно ляпнул глупость после долгого молчания.
Самый знаменитый осёл
На звание самого знаменитого претендуют два осла. Одного придумал французский философ Жан Буридан в XIV веке. Он изучал свободу воли и привел такой пример: если осла поместить между двумя абсолютно одинаковыми охапками сена, то он не сможет выбрать, какую ему есть, — ведь они одинаковы. И осел умрет с голоду. Сегодня «буридановым ослом» называют нерешительного человека, который не может сделать выбор.
Второй знаменитый осёл — не весь осёл а только его уши. Фригийский царь Мидас был судьей в музыкальном состязании между Паном и богом Аполлоном. Он присудил приз Пану. Аполлон в отместку наколдовал Мидасу ослиные уши. Мидас ужасно стеснялся и прятал уши под колпак.
А его потомки, наоборот, гордились и даже говорили, что ослиные уши — признак божественного происхождения. И у всех потомков Мидаса якобы почти ослиные уши (может, это было какое-то небольшое врожденное уродство, которое передавалось по наследству?).
published on
Запись
Комментарии (0)