Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

"Когда Даль записывал песни, он был немножечко в запое". Как Олег Даль потерял песни

Юрий Назаров, Владислав Дворжецкий и Олег Даль в "Земле Санникова"

У Олега Даля (смотри записи по тегу — олег даль), как известно, был довольно приличный голос, петь он любил и умел. Тем обиднее, что одну из самых раскрученных песен Даль потерял. Речь про «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова», где актер играл авантюриста Евгения Крестовского.

Вот об этом и поговорим.

В основе «Земли Санникова» лежал раскрученный роман Владимира Обручева, позиционирующийся классикой советской приключенческой литературы. Сценарий экранизации привлек внимание Экспериментального Творческого Объединения (ЭТО), руководимого Григорием Чухраем.

А дальше случилась накладка. ЭТО работало по принципу хозрасчета, самоокупаемости, именно потому Чухрай предпочитал завлекать туда лучших режиссеров жанровиков. В ЭТО снимали Гайдай, Данелия, там сделали свои лучшие картины Эмиль Лотяну и Владимир Мотыль, там не запустили Шукшина, сочтя его замысел «Калины красной» малоприбыльным. Тем непонятнее, почему постановку сложной жанровой картины доверили по существу дебютантам Альберту Мкртчяну и Леониду Попову. До «Земли Санникова» Мкртчян сделал одну полнометражную картину — комедию «Опекун» с участием Збруева и Вицина, а Попов вообще пришел в полнометражное кино из научно-популярного.

Совместите режиссеров, которые еще ничем себя не зарекомендовали и раскрученных актеров — получите конфликт.

Те же + Георгий Вицин

Кастинг на фильм был долгим пробовали Джигарханяна (сыграл Владислав Дворжецкий), Евгения Леонова (сыграл Георгий Вицин), Игоря Ледогорова и Константина Григорьева (начал сниматься Сергей Шакуров, впоследствии заменен Юрием Назаровым). На роль Крестовского шел Владимир Высоцкий, пробовался Юрий Соломин, а роль ушла Олегу Далю.

По воспоминаниям Мкртчяна сотрудничество с Далем не задалось с первой встречи.

«Он приехал в дымину пьяный и страшно обиженный, что его пригласили не сразу, а вместо Высоцкого. «Раньше, - говорит, - не могли решить, я усы держал специально для роли». Но, конечно, он согласился, и мы начали снимать. Работать с Далем было трудно: в то время он пил и пил очень много, можно сказать, безбожно. Представьте, мы назначаем режимные съемки в 5 утра, а Даль уже в это время приходит на площадку с песней. Я спрашиваю: «Когда он успел?» А мне отвечают: «Он даже и не ложился». Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым».

В своей многоречивости Мкртчян старательно ретушировал проблему, которая была вовсе не в Дале, а в самом актерском составе, который восстал против режиссеров-непрофессионалов. Основным возмутителем спокойствия стал Сергей Шакуров. Сговорившись с Дворжецким, Далем и Вициным он начал требовать замены режиссеров. Студия на это не пошла. Путем сложных уговоров, применяя политику кнута и пряника, обуздали всех, кроме Шакурова — ему с картины пришлось уйти, на его роль ввели Юрия Назарова.

Шакуров говорил:

«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошёл до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…»

Снимавшийся сложно фильм, действительно, вышел из рук вон плохим, хотя при второй категории и умудрился стать лидером проката, собрав свыше 41 миллионов зрителей. Там неплоха завязка, а вот с прибытием путешественников на землю Санникова начинается дикий треш. Быт туземцев-онкилонов совсем не показан, они почему-то говорят по-русски и слушаются злобного шамана в исполнении Махмуда Эсамбаева балетно танцующего средь раскрашенных лиц. Но, главное (!), героям нечего делать на этой земле Санникова, Даль скукоживается до незаметности, а ведь в завязке он мыслится чуть ли не главным героем, штурмующим на спор башню-крепость с завязанными глазами.

Кстати, непонятно с какого перепугу Даль заявлял: «В фильме «Земля Санникова» есть момент, когда мой герой с завязанными глазами взбирается на башню. Так вот, она не очень высокая: четыре – пять этажей. Я сам и лез на эту башню, а сквозь черную повязку все видел».

На деле там работали, конечно, каскадеры. Об этом рассказала художник по костюмам Алина Будникова: «Часовую башню, по которой карабкается с закрытыми глазами авантюрист Крестовский, снимали в Выборге. Все трюки исполняли ленинградские альпинисты, мастера спорта. Их нашли на берегу залива, где они тренировались на Выборгских скалах. На Даля больше всех был похож кудрявый Володя Мясников, на Дворжецкого — Эдик Часов».

Вот эта Часовая башня

Малозаметность Даля во второй половине картины может быть обусловлена тем, что режиссеры, не в силах справиться со своевольным актером, начали сокращать его роль. Свидетельства халатного поведения Даля сохранил не только Мкртчян, но и симпатизирующие Олегу лица.

Юрий Назаров:

«Олег запил-загулял. Говорили, что его малость подпоили. Я не думаю, чтобы он пил для удовольствия. Скорее, это было от потребности что-то в себе залить, притушить, унять неуемное, отвлечь себя на что-то другое, потому что он очень болезненно воспринимал все, происходившее вокруг. Между прочим, о том, что Олег пил, я знаю только понаслышке. Я лично ни разу в жизни не видел, как он пьет. Кстати, на этих съемках с ним была его жена, и она его буквально «пасла» все время».

Назаров, как известно, появился на съемках с огромным опозданием, когда первый взбрык Даля удалось обуздать. Об этом говорит художник по костюмам Алина Будникова:

«Под Ленинградом мы жили в деревянной гостинице. Олега поселили в одной комнате с Георгием Вициным, который занимался йогой, пил кефир. Постановщики хотели, чтобы Вицин на Даля положительно влиял. Все было напрасно. Мкртчян был вынужден вызвать на съемки жену Олега Даля Лизу, чтобы она за ним следила».

Вицин, кстати, даже не понимал присутствие Даля на съемках.

«Вообще, такие провальные картины случаются в биографии любого актера. И у меня самого бывали… Но тут, как говорится, в известной поговорке, «важно вовремя смыться».

Даль же сидел на «Земле» до последнего момента, как гвоздями прибитый. Что его там так удерживало – до сих пор не понимаю! Порывался он уходить со съемок раз десять за полгода. То ли себя смирял, то ли надеялся на заступничество руководства Объединения на «Мосфильме»… На какие-то перемены?

При этом Даль постоянно находился в полном раздрае. В каких-то нервных срывах, от которых все на стену лезли в буквальном смысле».

Снова Назаров:

«Мкртчяна Олег называл не Альберт, а Альбрэд. Обычно в экспедиции вся группа актеров перемещается вместе, ну, может, не всегда, но часто так бывает. А на этих съемках мы в автобусе не ездили, нас четверых все время возили на «Волге». Тоже… как-то пакостно было на душе от этого деления. Мы вот – «звезды»… И Олежек, когда садился в машину, говорил: «Ну, вот сейчас опять этот Альбрэд начнет… Сейчас начнется…» Его уже начинало трясти».

Что касается самого Мкртчяна, то в итоге сотрудничество с Далем настолько ему надоело, что он его героя Крестовского преждевременно убил, лишь бы убрать актера со съемочной площадки.

«По сценарию Крестовского должны были убить в самом конце фильма. В Экспериментальном объединении мне сказали, ну, убивайте его раньше, отвяжитесь от него. А дело, в общем, шло к концу фильма, уже немного осталось. Но, поскольку было совсем невмоготу, я «убил» Олега Даля раньше, чем думал. А часть его роли передал Дворжецкому. Другого пути просто не было».

История, однако, на этом не закончилась. На последнем этапе озвучания Олега лишили песен, доверив их спеть его тезке Анофриеву.

Что в «Земле Санникова», действительно замечательно так это музыка Александра Зацепина ( АЛЛА ПУГАЧЕВА VS. АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН: ИСТОРИЯ ССОРЫ). Ориентируясь на нее поэт Леонид Дербенев написал две песни - «Все было» и «Есть только миг», вложенные в уста Крестовского.

Истории записи Зацепин посвятил целую лекцию, название которой уже говорит о его приоритетах яснее некуда: «Снайпер Олег Анофриев».

По версии Зацепина:

«Когда Даль записывал песни, он был немножечко в запое. Пришел на запись и спрашивает:

Ну, что тут спеть надо?.. А где этот… микрофон?..

Сам еле на ногах стоит.

Я ему наиграл мелодию, дал слова. Даль послушал, пошатываясь. Правда, запомнил сразу, он музыкальный человек. Но спел, не всегда попадая в такт. В целом это вроде и незаметно.

Потом под эти песни снимали какие-то сцены, и артикуляция должна была совпадать. А когда показали Сизову, директору «Мосфильма», он сказал:

Голос Даля заменить! Такой пропитой голос идет через весь фильм!.. Надо озвучить его кем-то другим. И песни – тоже. Или песни убрать совсем».

Сначала Даля пытались заменить Валерием Золотухиным или Александром Градским. В итоге вся страна услышала «Есть только миг» в версии Олега Анофриева.

Воспоминания Зацепина вызвали отповедь исследователя творчества Олега Даля Александра Иванова. Он указал, что Даль записал по двум песням десять версий, а Сизов вокал Даля поддерживал ( И все-таки они были. Маньяки-серийники СССР в "Невыдуманных рассказах" директора "Мосфильма"). Против поющего Даля выступал его вечный оппонент, начальник актерского отдела «Мосфильма» Адольф Гуревич ( "Олег знал, как не надо ставить. А вот как надо — не знал". Драма Олега Даля).

И все-таки что-то технически в фонограмме Даля студию не устраивало, а самому Далю «Земля Санникова» обрыдла настолько, что он не хотел лишний раз в группе появляться. Сохранились письма к Далю ассистентки режиссера Ольги Бурковой, которая буквально умоляет его обратиться к Чухраю с просьбой о перезаписи. Неизвестно ответил ли ей Даль.

Сохранилось лишь свидетельство его об Олеге Анофриеве, где переложено с больной головы на здоровую. В изложении Тамары Бибиковой:

«Очень он хвалил Олега Анофриева:

Чрезвычайно талантливый актер, но не реализуется до конца. Не дают ему… Пьет, а из-за этого тормозят везде… И получается… получается обратная реакция».

Осталась и дневниковая запись, которой Олег Иванович встретил премьеру «Земли Санникова».

«А мысли мои о нынешнем состоянии совкинематографа. («Земля Санникова»). (X) и (Y) клинические НЕДОНОСКИ со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция!»

Съемки «Земли Санникова» все же имели положительный эффект в том плане, что Олег Даль решил взяться за ум и подшился от алкоголя. Он вступал в новый, важный период создания современного героя.

И об этом мы поговорим в следующий раз.


Источник: "Когда Даль записывал песни, он был немножечко в запое". Как Олег Даль потерял песни
Автор:
Теги: кино Олег Даль черная метка

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства