Когда входишь в зал Врубеля в Третьяковке через боковой вход, то первым делом в глаза бросается сверкающий всеми красками на фоне жемчужно-голубых стен камин. Игра световыми бликами — это особенность техники майолики, в которой выполнено панно камина. Камин появился в отреставрированном зале Врубеля только в 2007 году, а история его совершенно особенная и удивительным образом связана с такими разными личностями, как предприниматель и меценат Савва Мамонтов, художник Михаил Врубель, американский миллионер Арманд Хаммер и русская певица Ольга Вадина. Но обо всём по порядку…
Издалека кажется, что это просто яркий орнамент. Постепенно в этом орнаменте начинаешь различать и крестьянина Микулу в цветной рубахе, держащего в руках плуг, и коня его, и поле, и закатное небо, и солнце. Одежда Микулы Селяниновича яркая, поэтому его фигура при взгляде на камин первой бросается в глаза. И это символично, ведь по сюжету былины, именно богатырь-пахарь — победитель во всех состязаниях между ним и богатырём-воином Вольгой.
Напротив Микулы — суровый воин Вольга Святославович на своём могучем коне. Богатырь облачён в рельефную кольчугу, шлем и расшитый узорами плащ. Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит. Яркое пятно солнца над головой Микулы, с одной стороны, украшают панно, а с другой — подчёркивает преимущество Микулы перед князем.
Тут есть ещё двойная арка (каминный портал). Звериные головы, как капители, венчают несущие столбы арки. Верхняя часть рамы обрамлена тоже двойной аркой. В самом верху поселились птицы сирины, зреет блестящий виноград на верхних "ушках". Камин стоит на столбах — по три с каждой стороны.
Керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем". Автор эскиза М.А. Врубель. Абрамцево, худож. гончарная мастерская. 1899-1900 гг. Майолика, цветные глазури
История создания керамического камина "Микула Селянинович и Вольга" (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М.А. Врубель по заказу С.И. Мамонтова написал два монументальных панно для Всероссийской нижегородской выставки 1896 года — "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович".
Вообще, Врубель любил русское народное творчество и часто обращался к изображению могучих русских богатырей, к русским сказкам и легендам. В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. По замыслу Врубеля, именно Микула олицетворял силу всей земли Русской. В панно Врубель изображает момент диалога двух героев.
Михаил Врубель. Микула Селянинович. 1896. Эскиз-вариант декоративного панно для Всероссийской промышленной выставки
Для сравнения можно посмотреть, как совсем по-другому композиционно решена эта тема у Ивана Билибина.
Иван Билибин. Вольга Святославович и Микула Селянинович
Оба панно Вубеля стали основой для последующих воплощений в керамике. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Майолика — такой вид керамики, в котором объединены обожжённая глина с расписной глазурью. В Древней Руси она была известна уже в XI веке, но высокого расцвета достигла в XVII-XVIII веках. С её помощью изготавливались наличники для окон, порталы, фризы, изразцовые печи, посуда.
В создании первого экземпляра камина Врубель принимал самое активное участие, следующие делал Пётр Ваулин по его эскизам. Первый камин получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и был там сразу продан, также есть врубелевские камины в Москве: в музее "Коломенское", в Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства. В Петербурге камины находятся в Государственном Русском музее и в доме Бажанова.
Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где долгое время использовался по прямому назначению, то есть, в отличие от всех других известных, чисто декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Камин стоял в этом особняке, когда здесь развивалась романтическая история любви американца Арманда Хаммера и русской певицы ялтинского кафешантана, исполнительницы цыганских романсов Ольги Вадиной. Но это совсем другая история, расскажу её отдельно…
В начале 1960 годов, при передаче здания в ведение посольства Ливана, оказалось, что врубелевский камин не вписывается во вновь отделанные интерьеры. Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать "ненужное" произведение искусства. Поскольку камин был намертво вмурован в стену особняка, извлечь его, не повредив, в установленные хозяевами особняка сроки было невозможно.
В Третьяковскую галерею он был доставлен в виде нескольких сотен обломков, представляющих собой фрагменты майолики, спаянные с кусками цементно-известкового раствора, часть фрагментов была разбита, имелись множественные утраты, травмы поливы.
До 1986 года камин находился в запасниках музея и считался безнадежно утраченным. После реставрации он был выставлен в постоянной экспозиции только в 2007 году.
Вот такая судьба камина из Третьяковской галереи.
published on
Запись
Комментарии (0)