Как известно, пасхальные богослужения в храмах у православных и католиков отличаются, но народные традиции празднования, сформировавшиеся в местностях, где верующие обеих конфеcсий живут рядом, практически одинаковы.
Как и сегодня, на Пасху в храм ходили не только послушать и посмотреть на службу, но и освятить обрядовую еду, выложенную на чистый рушник. Освятив — пробовали и угощали ею друг друга.
Для праздничного угощения традиционно святили пасхальные яйца и куличи. Относились к освященной еде уважительно, не пропадала ни одна крошка. Даже скорлупу яиц не выбрасывали, а скармливали курам.
Удивительно, но каждый год поутру на Великий день наблюдается интересное природное явление — игра солнца, описать которое трудно, надо видеть. По крайней мере, старожилы утверждают именно так. Посмотреть на игру собирались всей деревней.
«Угощанки», начавшиеся сразу после освящения куличей, продолжались после окончания игры солнца. Люди отправлялись в гости и принимали гостей в своих домах. Кое-где разводили костер. В очистительный огонь бросали старые вещи. По поверью, тому, кто первым бросал их в огонь, целый год сопутствовала удача.
Нынче всем известно пасхальное развлечение — бой яиц. Оно и раньше было популярным, но для игры можно было использовать только неосвященные яйца.
Причем, в отличие от сложившейся на сегодняшний день традиции, яйца для соревнований красить или расписывать было совсем не обязательно.
Почему пасхальным угощением стали именно яйца? Одна из причин экономическая, не надо было тратиться. За долгий пост яйца накапливались, на праздник часть из них украшалась и освящалась, оставшиеся молодежь использовала для пасхальных забав.
По сути своей, яичные бои в христианской традиции — те же «угощанки», но только обставленные условием победить в бою. Проигравший безропотно отдавал разбитое яйцо более удачливому сопернику, угощал его, хоть порой и бывало обидно из-за поражения.
Обычный яичный бой удобен тем, что посоревноваться можно вдвоем в любом месте, даже при случайной встрече. Надо только предусмотрительно носить с собой несколько яиц — битков.
Иногда яичные бои превращались в масштабное по деревенским меркам мероприятие. Молодежь устраивала настоящий чемпионат, причем в некоторых местах обходились без боя, яйца катали.
Деревянная качалка — что-то вроде наклонного помоста — устанавливалась на ровном месте, на нее клали яйцо и отпускали. Побеждал тот, чье катилось дальше, причем победителю доставались все яйца проигравших участников тура. Играли до тех пор, пока не надоест или пока не закончатся припасы. Впрочем, это случалось нечасто, за несколько туров яйца переходили из рук в руки неоднократно.
Еще один вариант определения победителя от расстояния не зависел — яйцо должно было стукнуться с предыдушим, тогда победа обеспечена, в противном случае выигрывал тот, кто запускал свой биток первым.
Порой празднование не обходилось и без обмана. Иногда ушлые «спортсмены» заранее заготавливали деревянные битки или заполняли скорлупу воском. Если обман раскрывался, махинатору приходилось туго. Никаких скидок на праздник Пасхи и всепрощение, били нещадно.
Комментарии (0)