В окрестностях Парижа завершается международный авиасалон Paris Air Show 2017. Несмотря на скептицизм участников, мероприятие оказалось на удивление оживленным. Участники рынка с интересом наблюдали за противостоянием Boeing и Airbus, которые побили рекорд восьмилетней давности по стоимости заключенных контрактов. Американский производитель объявил о запуске проекта Boeing 737MAX-10, европейская компания успешно продавала свои новейшие Airbus A320neo, а потенциальные конкуренты из Бразилии, Китая и России могли лишь наблюдать за происходящим.
Boeing против Airbus
Американский авиапроизводитель, впервые за последние пять лет, официально вышел в лидеры. В Ле-Бурже Boeing собрал заказы на 571 воздушное судно, общей стоимостью порядка 75 миллиардов долларов. Конкуренты из Airbus продали лишь 326 самолетов на сумму около 40 миллиардов долларов.
Однако, данные цифры не дают полного представления о происходящих процессах. Дело в том, что большая часть заказов Boeing — это конвертация старых договоров о намерениях в твердые соглашения на поставку. Многие из них связаны с презентацией Boeing 737MAX-10 — потенциальные эксплуатанты и лизингодатели отказались от других самолетов в пользу именно данной модели. В общей сложности, крупнейший представитель семейства, ввод в эксплуатацию которого намечен на 2020 год, собрал 336 твердых и предварительных заказов. Причем новые контракты касаются только 135 крылатых машин.
Комментируя лидерство Boeing в этом году, коммерческий директор Airbus Джон Лихи заметил, что европейцы ожидали большего интереса рынка к Boeing 737MAX-10, а число твердых заказов у обоих производителей оказалось примерно одинаковым.
Крупнейшие сделки авиасалона в Ле Бурже:
- контракт на 100 самолетов семейства A320neo (разместил американский лизингодатель GE Capital Aviation Services)
Перенасыщение рынка широкофюзеляжной техники
Мероприятие в Париже в очередной раз доказало — рынок дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов находится в упадке. В рамках авиасалона практически не было заказов на подобные воздушные суда. Официально сообщалось о покупках 1-2 самолетов со стороны небольших авиакомпаний.
Крупнейшие мировые перевозчики определенно снизили интерес к самолетам типа Boeing 787 или Airbus A350/A380. Даже на перспективные лайнеры Boeing 777X практически не обращали внимания.
У этого есть несколько причин:
В настоящий момент производители располагают следующим портфелем заказов — Airbus более чем на 850 A350, Boeing — более чем на 1200 Boeing 787.
Причем крупнейшие американские авиакомпании American Airlines и Delta Air Lines вероятно полностью укомплектовали свои авиапарки необходимым количеством «больших» самолетов. Об этом, в частности, свидетельствует просьба отложить поставку 32 A350-900.
Традиционно крупные заказы на широкофюзеляжную технику размещали Emirates, Etihad Airways и Qatar Airways. Сегодня им определенно не до этого. Все три авиакомпании испытывают давление со стороны США. А последняя и вовсе страдает от политической изоляции Катара.
Airbus A320neo и Boeing 737MAX обладают значительно большей дальностью полета по сравнению с техникой предыдущего поколения. Многим авиакомпаниям теперь не нужны дальнемагистральные лайнеры — вполне можно обойтись новыми воздушными судами. Например авиакомпания Norwegian собирается задействовать Boeing 737MAX-8 на маршрутах в Северную Америку.
Ситуацию дополнительно усугубили представители Boeing — недавно они озвучили планы по созданию нового, промежуточного типа лайнеров, который, вероятно, будет сочетать широкий фюзеляж с экономикой узкофюзеляжного самолета. Проект предварительно назван Boeing 797 и обладает следующими характеристиками: вместимость до 270 пассажиров; дальность полета до 9000 километров. Многие перевозчики всерьез надеются на появление подобного класса воздушных судов и готовы потерпеть пару лет в ожидании презентации новинки.
Попытки подвинуть дуополию Boeing и Airbus
В очередной раз провалились. Канадский Bombardier CSeries, китайский COMAC C919 и российский МС-21 не получили на выставке в Париже ни одного заказа. Несмотря на отличные характеристики новых лайнеров и определенный интерес к ним со стороны заказчиков, реальных договоров подписано не было.
Это лишний раз убеждает в том, что подвинуть на рынке ведущих производителей крайне непросто. Представители рынка привыкли к определенным типам самолетов, уверены в их надежности и качественном сервисе. В таких условиях менять проверенных поставщиков на новых рискнут не многие. А значит, новичкам придется сильно постараться и предложить авиакомпаниям какие-то эксклюзивные условия.
published on
Запись
Комментарии (0)