Из всех соборов на свете Исаакиевский – в числе самых известных. Это выдающееся сооружение в стиле классицизм – самая большая церковь Санкт-Петербурга и второе по высоте купольное сооружение в мире после московского храма Христа Спасителя.
Нынешний собор – четвертый по счету почти на том же месте, посвященный Преподобному Исаакию Далматскому (почитаемому Петром I святому, в чей день памяти он родился). Самый первый его предшественник появился в 1710 году по распоряжению самого Петра I – простое здание с колокольней, в котором двумя годами позже император венчался со своей второй супругой Екатериной.
Нынешнее же здание включает частично элементы предыдущего собора, но в целом возведено по проекту архитектора Огюста Монферрана, того самого, который поставил на Дворцовой площади Александровский столп.
Планы строительства появились еще в 1809 году, первые работы (после многочисленных согласований) начались в 1818 году, а сама грандиозная стройка продолжалась 40 лет. Ходили слухи, что некий предсказатель обещал Монферрану скорую смерть после окончания строительства, вот архитектор и тянул с завершением работ. Правда это или нет, но только мастер и правда умер всего месяц спустя после освещения собора. А состоялось оно 30 мая 1858 года (11 июня по новому стилю) при стечении огромной толпы народа и в присутствии всего двора императора. Торжественная церемония продолжалась почти семь часов.
40 лет стройки, на которой было занято 400 тысяч человек (крепостных). Примерно четверть умерших от болезней или погибших от полученных в ходе стройки увечий. И гигантская сумма серебром – в 23 миллиона рублей – храм поражает не только своими размерами, но и иными цифрами. Высота же его 101,5 метра, а вмещает храм около 10 тысяч прихожан.
Знаменит он, впрочем, более как выдающееся произведение архитектуры, славится своими разными по размеру монолитными колоннами (всего их 112), облицован мрамором и сияет куполом, который сделан из металла (третий такой случай в мире) и покрыт золотом. Внутри храма внимание привлекает большой витраж с Воскресшим Спасителем, присущий прежде только католическим церквям. Его интерьеры – настоящий музей цветного камня, облицованные белым мрамором стены отделаны панно из желтого и зеленого мрамора, порфира, яшмы, тут же присутствуют золоченая бронза и мозаика. Работали над его убранством и знаменитые художники и скульпторы, в том числе Карл Брюллов и Петр Клодт.
Запись
Комментарии (0)