ЮМАШЕВ С ЖЕНОЙ ТАТЬЯНОЙ И ТЕЩЕЙ НАИНОЙ ЕЛЬЦИНОЙ
Кто нынче помнит, что зять Ельцина Валентин Юмашев не только подвизался в журналистике, но и был подающим надежды сценаристом.
Что именно сценарная деятельность помогла ему близко подойти к главной семье страны.
Вот об этом и поговорим.
Начинал Юмашев в «Комсомолке», где редакторствовал в популярной рубрике «Алый парус». В 1987 перешел в перестроечный «Огонек» Коротича (
Писал Юмашев (тогда во всяком случае) неплохо, а, главное, чувствовал куда разворачивается лодка времени. Именно поэтому на него вышли деятели из Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), предложив сделать что-нибудь для них. Юмашев написал несколько заявок.
Все они пошли в дело, журналистский подход помог.
Первой увидела свет документашка «Хау ду ю ду» (1988; режиссер Сергей Баранов), затрагивающая и сейчас смотрибельную, а тогда просто крышесносящую тему проституции.
«Хау ду ю ду» оказалась фильмом того же посыла (вот уж не знаю, невольного ли), что и «Интердевочка» Тодоровского. Обе картины, несмотря на моральные выкладки, стремную профессию если не романтизируют, то делают привлекательной. Девица в косметической маске исповедуется остающемуся за кадром Юмашеву, что не может, не хочет и не будет жить на сто рублей в месяц. И действительно это мало кому хочется.
Акценты в не привыкших к анализу зрительских головах смещаются, поскольку и Тодоровский, и Юмашев показывают рабочим местом героинь не площадь трех вокзалов, а сияющий пятачок возле «Националя».
Даже сюжет о бабочке, попавшей в тюрьму за спекуляцию валютой, не может испугать желающих за валюту продаться, тем паче «Хау ду ю ду» достаточно агрессивно внедряет мысль, что продаются все. Вот нам показывают гостиничных швейцаров, которые бают, как борются с проститутками, а следом идет комментарий бабочки, - швейцаров, отказавшихся от сунутых в лап деньги, она сроду не встречала.
Проституция воспринимается Юмашевым, как альтернатива унылому совковому быту. На эту идею работает и эпизод с абитуриентками театрального вуза, которые шпарят перед приемной комиссией, где выделяется Юрий Катин-Ярцев, монолог Наташи Ростовой. Эти девочки тоже не хотят жить на сто рублей в месяц, стремясь к жизни яркой. Не поступив в вуз, идут ярчить на панель. Таким образом актриса и проститутка становятся двумя полюсами возможности жизни на полную катушку.
Окончательные акценты «В СССР скучно жить» ставят социальные песни, распеваемые Петром Мамоновым.
ДЮША РОМАНОВ В "ХОРЕ В ОДИНОЧКУ"
Одновременно с «Хау ду ю ду» вышел «Хор в одиночку» (1988; Константин Арцеулов; Геннадий Попов), констатирующий начало конца актуальности культуры андеграунда. Константин Никольский представлен там музыкантом, которого никто не помнит. Дюша Романов жалуется на кризис среднего возраста. Оба прогуливаются за ручку с сыновьями и костерят цензуру. Цензуру же костерят и Митьки.
За кадром от автора звучит голос режиссера Басова-младшего. Он появится воочью, дабы навестить могилу сына режиссера Данелии, который, оказывается, - вот сюрприз так сюрприз, - тоже замучен цензурой (
Юмашев оказался прав, - культура андеграунда уходила. Непроговоренный в фильме парадокс заключается в том, что уходила она, в немалой степени, из-за рухнувшего института цензуры, лишившись прелести запрета и сладости борьбы.
Открытием для меня стал фильм Юмашева «Карьера» (1989; Геннадий Попов).
Долгие годы держал я в памяти статью «Комсомольской правды» «Считался гордостью школы» (не Юмашев ли ее написал?), о любимчике учителей, убившем соседку-ровесницу. Убийство отличалось особым цинизмом. В один не прекрасный день мальчик предложил девочке выйти за пределы просто дружбы. Девочка отвесила пощечину. Мальчик ее избил. Пришел домой, подумал, понял, — все достигнутое находится на грани провала. Вернулся как бы попросить прощения и убил.
Эту статью нам зачитали на сборе пионерской дружины и тогда я не понял, - зачем? Но кровавыми подробностями поразился. Долгие годы мечтал найти хоть отголосок дела, прогремевшего на весь Союз.
Так вот, фильм «Карьера» как раз о деле Бориса Фоменко, - так звали негодяя. При просмотре стало понятно, на кой ляд прочитали эту статью вступающим в жизнь семиклассникам. Я пропустил главный ее мессидж, - парень был не просто отличником, а комсомольским активистом и райком защищал его до последнего.
В «Карьере» показан следователь, не жалеющий для убийцы отрицательных характеристик (жестокий мальчик, выкручивал руки школьникам младших классов, заставляя петь комсомольские песни) и сам Фоменко, ужас преступления которого никто не отменял, но сейчас закрадывается мысль, что его процесс сделали показательным, демонстрируя гнилость комсомольской системы, добавляя песочку в «ЧП районного масштаба».
В контакт с Ельциным Юмашев вошел благодаря связям с ЦСДФ. Ельцин находился в опале. Коротич уклонился от печатания его интервью и Юмашев задумал снять фильм.
Он предложил режиссеру Геннадию Попову делать картину не по запущенному студией сценарию, а истратить дефицитную пленку на опального политика. Ну и пошло, - съемки на митингах, у Бориса Николаевича дома, в автомобиле.
Картина «Борис Ельцин. Портрет на фоне борьбы» (1989; Геннадий Попов) показала харизматичного, сильного, а, главное, народного лидера. Камера зафиксировала беспрецедентную поддержку Бориса Николаевича, весь тот народный энтузиазм, который всего через пару лет сменился, мягко говоря, неприязнью.
А Юмашев на ЦСДФ больше не работал, перейдя на другой, совсем другой уровень.
Комментарии (0)