Монастырь Зарзма расположен в пяти километрах от города Адигени на Трансаджарской трассе, связывающей Батуми с Ахалцихе.
Монастырь Зарзма на знаке, установленном на Границе Аджарии и Самцхе-Джавахетии.
О живописнейшей 180-километровой дороге через перевал Годердзи я уже рассказывал. Настало время поведать о лучшем из творений рук человеческих на этом отрезке. Монастырь хоть и находится в стороне от основных достопримечательностей, но найти его не составит труда. Если в ваших планах будет посещение Боржоми и тем более Ахалцихе, то можно выделить полдня и на поездку сюда. Достаточно добраться до Адигени и спросить дорогу у первого встречного. А для тех, кто подобно мне будет двигаться через Годердзи, монастырь окажется буквально перед носом.
Храм и колокольня монастыря.
У монастыря долгая и непростая история, начавшаяся в области Тао-Кларджети, являющейся частью Турции уже несколько столетий с перерывом на XIX век. Буквально в 10 километрах от Артвина на дороге Артвин-Ардаган существовал некогда известный монастырь Хандзта, от которого до наших дней сохранились лишь фрагменты стен и чудом уцелевшие купола (одно из последних обрушений произошло в 2007 году после обильного снегопада). Еще жив был основатель монастыря Григорий Хандзтийский (ум. в 861 г.), один из самых известных святых Грузинской Православной церкви, когда в монастыре появился шавшетец Михаил (Микел) Парехский. Святой Михаил неподалеку в труднодоступном скалистом пещерном месте построил маленькую часовню и монастырь Парехи (переводится как «пещера»). Одним из его учеников стал будущий основатель Зарзмы Серапион. Серапион происходил из семьи известного в Кларджети вельможи, но, лишившись родителей, решил стать отшельником и вместе с одним из своих братьев отправился в Парехскую обитель, где и подвизался. Однажды во время молитвы у преподобного Михаила было видение — отправить братьев Серапиона и Иоанна в Самцхе для основания монастыря, «при этом он показал ему приметы места, на котором, найдя его, они должны были построить монастырь, чтобы в нем собрались многие души во славу Бога и Владыки всех» (Согласно книге «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели», написанной племянником прп. Серапиона и пятым настоятелем Зарзмы прп. Василием Зарзмским в X веке). Серапион устрашился этой великой чести и обязанности, но покорился благословению духовника и около 861 г. вместе со своими сподвижниками отправился в путь, взяв с собой чудотворную икону Преображения Господня (у иконы была своя непростая судьба и в сильно поврежденном виде, но она сохранилась до наших дней и сейчас находится в Национальном музее Грузии.
Многие из святынь Зазрмы сгинули в постреволюционное время.). Достигнув Самцхе, в расположенном на окраине долины Утквиса месте Дзиндзе (село Утквисубани я проезжал после Годердзи), несмотря на то, что там не было тех примет, которые они искали, монахи стали возводить строения для будущего монастыря и «пробыли там немало дней». Однако «звероподобный безжалостный» владетель местности прогнал монахов к реке, и в трех километрах к западу от нее, «в месте, покрытом лесом, куда не ступала нога человека», они обнаружили все приметы, указанные святым Микелом, в том числе холм и к востоку от него источник. Позже братья встретили князя Георгия Чорчанели, правителя той земли. Впечатленный встречей и проповедью Серапиона Георгий подарил монахам место под строительство будущего монастыря и закрепил за ним всю территорию, какую можно обойти за день. Жители соседнего села Цисквили враждебно встретили эту новость и пытались препятствовать братьям, но ночью землетрясение рассекло скалу, сдерживающую озеро, и потоком воды село было сильно разрушено. С тех пор за местом закрепилось название «Зарзма» (от груз. поражение ужасом). Строительство церкви было завершено в три года. Потом построили кельи, и преподобный Серапион утвердил устав монастыря.
Для сравнения. Так сейчас выглядит монастырь Хандзта.
А это все, что осталось от Парехи.
К сожалению, строения времен Серапиона не сохранились. В X веке и позже монастырь перестраивался и расширялся, о чем свидетельствует надпись на камне (979-1001 гг.), перенесенном из несохранившейся церкви и помещенном на стене пристроенного к колокольне придела XI-XII вв. В конце XIII века монастырь разрушило землетрясением, но к началу XIV века начались восстановительные работы. К тому времени относится и формирование основного архитектурного ансамбля: строительство основных построек и роспись соборного храма и колокольни. В XVI веке регион оказался под властью Османской империи. Сокровищница и знаменитая икона были переправлены в Гурию, в монастырь Шемокмеди, где специально по этому случаю возвели церковь, получившую название Зарзма. Монашеская жизнь в монастыре прекратилась на три столетия. Многие тайны монастыря исчезли вместе с последними братьями. Среди них и местоположение ведущего к реке тоннеля. Восстановление монастыря уже во времена, когда Грузия стала частью Российской империи, связано с именем брата Николая II. Лечившийся и позже погибший в Абастумани, разбившись «на велосипеде с бензиновым двигателем», великий князь Георгий Александрович Романов заинтересовался монастырем. Начались расчистка и реставрация строений и росписей, о чем свидетельствует плохо читаемая надпись 1905 г. Храм был освящен, совершались богослужения, впрочем недолго. После 1921 года в Зарзма располагалась туристическая база, а в 1938 году был открыт музей. Повторное освящение главной церкви совершил в 1989 году Католикос-Патриарх Грузии Илия II, а в 1999 году возродилась монашеская жизнь.
Если не считать современные постройки, то монастырь состоит из пяти уцелевших зданий. Помимо соборного храма и находящейся к юго-востоку от него двухярусной колокольни сохранились небольшая однонефная церковь Св. Нино, в которой обустроена костница, а также две часовни, одна Св. Николая пристроена с севера к колокольне, другая Св. Георгия находится напротив. Рядом с кафоликоном (храмом) есть также стены двух разрушенных базилик.
Колокольня с пристройкой XI-XII вв. Слева — вход в храм, справа — руины часовни.
Самая старая часть монастыря — камень с надписью из первой не сохранившейся церкви. В ней говорится о походе грузинского царя Давида III Куропалата против Варды Склира, восставшего на византийского императора.
Надпись расположена над входом в придел Св. Николая. Справа — основной храм, прямо — современные хозяйственные постройки.
Всё это возведено в последние годы.
И работы продолжаются.
Красавец-алабай охраняет монастырь.
Рельефный крест на восточном фасаде кафоликона.
Четырёхстрочная надпись в галерее кафоликона, выполненная асомтаврули (древнегрузинский) и датированная XVI в., является поминальной записью настоятеля Гавриила: помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) — Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота». Очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг.
Надпись на западной стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию великого князя Георгия Александровича (ум. 28 июня 1899), заботой матери-императрицы Марии Феодоровны и великого князя Георгия Михайловича при участии придворного архитектора В. Свинина и художника А. С. Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г.
Однонефная церковь Св. Нино под которой обустроена костница (оссуарий).
Костница.
Детали.
Роспись собора, датированная XIV в., хорошо сохранилась. К сожалению, во время реставрации 1903-1905 гг., часть росписи пострадала. Местами поврежденные фрески были сняты, на их месте по свежей штукатурке созданы новые, не всегда корректно воспроизводящие оригинал. Подобное имело место быть и до Османской оккупации, когда некоторые фрагменты заменялись целенаправленно. Но в целом первоначальная роспись отлично сохранилась, и на взгляд паломника или туриста выглядит как единое целое.
Общий вид.
Купол.
Ктиторы (жертвователи, меценаты), вероятно — отец и сын. Один из фрагментов «добавленного» в XVI в. сюжета.
Композиция XVI в. Царь Имеретии Баграт III (1510-1565) передает грамоту и палицу настоятелю Зарзмы Серапиону. За ним изображен князь Георгий Чорчанели в молении.
Точно идентифицировано изображение группы ктиторов из рода Джакели. Возле изображения широкоплечего мужчины в царских одеждах надпись не сохранилась, однако, если сравнить этот образ с изображением той же семьи в других храмах (Сапаре и Чуле, 1381), становится очевидным, что это Саргис I Джакели (1266-1285), основатель династии и первый независимый правитель Самцхе, за ним, по-видимому, его сын, согласно надписи Бека Мандатуртухуцеси. Следующие фигуры — сыновья Беки.
Изображение на колонне.
Алтарная часть.
Царские врата.
Барельеф.
Икона. Серапион Зармзский.
Икона «Святая Троица». Самая известная из работ Андрея Рублёва и одна из самых прославленных русских икон.
Мощи IX-X вв.
Вандализм объединяет все эпохи.
При монастыре есть купель над источником, представляющая собой небольшое сооружение, возведенное еще при преподобном Серапионе, а затем неоднократно, в частности в Х в., обновлявшееся и принявшее современный вид в конце XIII в. Я, к сожалению, о купели узнал уже после поездки и до нее не дошел. Еще монастырь известен своим хором, который, вероятно, можно услышать на службах (но есть и видео на Youtube).
Вид от Зарзмы на реку Квейблиани и дорогу, уводящую в сторону безвестных горных деревень Адигенского муниципалитета.
P.S. Если ехать из Тбилиси в Батуми через Годердзи, то, не по километрам, а по затраченному времени, Зарзма окажется где-то посередине пути. Не правда ли идеальное место, чтобы отдохнуть от дороги и пополнить запас сил?
published on
Запись
Комментарии (0)